Веденеев: "Чем Дзюба хорош? Он поддерживает фон, это клоун!"

Сергей Веденеев рассказал о чемпионском годе "Зенита". Он вспомнил работу Павла Садырина и прокомментировал нынешнее состояние команды.

– Как с работой, Сергей Геннадьевич?
– Детишек тренирую в "Зените-84". Раньше школа была при "Турбостроителе", одном из старейших стадионов города. Пять лет назад "Зенит" подарил нам искусственный газон. Не новый, но в хорошем состоянии. Привезли рулоны, уже собирались поле стелить. Вдруг нагнали бульдозеры. Всё снесли!

– Какие зарплаты в детском футболе?
– Получаю 30 тысяч рублей.

– И 5 тысяч в месяц от "Зенита"?
– Тем, кому за семьдесят, полагается от клуба какая-то пенсия. Остальным – нет. Я не в обиде. Если всем ветеранам платить, никакого бюджета не хватит.

– Сергей Дмитриев рассказывал нам, что чемпионам СССР 1984-го на юбилеи передают от клуба 20 тысяч рублей.
– Да? Мне на 50-летие ничего не давали.

– Но хоть как-то клуб вспомнил?
– Не хочу об этом говорить.

– Из вашего поколения – все при деле?
– Со мной в школе трудятся Юра Желудков и Валера Золин. Толя Давыдов – советник генерального директора "Зенита". Хочет тренировать, но не зовут. Тяжело куда-то устроиться, когда тебе за шестьдесят. Дима Баранник руководил селекционной службой "Зенита". В 2015-м контракт не продлили – с того дня без работы. Как и Костя Иванов, который еще недавно заведовал на "Петровском" Малой спортивной ареной. Колю Воробьева уволили несколько лет назад из клуба – тоже нигде. Юра Герасимов – охранник на стоянке, поднимает шлагбаум.

– Правда, что руководство "Зенита" попросило вас не критиковать игроков в прессе?
– Да, звонил Максим Митрофанов. Я удивился: "Неужели футболисты читают мои интервью? Я же не для них рассказываю, а для болельщиков…" В ответ услышал: "Еще как читают! Агенты приносят им распечатки из интернета. На некоторых ребят действует угнетающе". Хотя никого не оскорблял. Если вижу, что парень халтурит, не выкладывается, молчать не стану.

– Сегодня в "Зените" такие есть?
– Нет. Бьются все. Другое дело, кто-то не прогрессирует, кому-то не хватает мастерства. Взять, к примеру, Дзюбу. Его игровые качества практически в зачаточном состоянии. Закидывать ему в зону мяч бесполезно – не убежит. Давать в ноги – тоже не имеет смысла. Обводкой не владеет. Удар слабенький. Через Дзюбу сложно отыграться. Единственный козырь – габариты.

– Рондон сильнее Дзюбы?
– Быстрее, техничнее. Лучше играет ногами, больше участвует в комбинациях. Продажа Рондона здорово облегчила жизнь Дзюбе.

– У Кержакова есть шанс вернуться в "Зенит"?
– Ему надо изменить игру. Он продолжает гнаться за голами, мечтает побить рекорд Блохина. Пытается играть так же, как раньше. Открываться за спину, идти в обводку. Но Саше уже 33. Утратил скорость, не успевает убежать. Его и на коротком отрезке накрывают. На длинном – тем более. Как Дзюбу, которого любой защитник догоняет. Зато в средней линии Кержаков еще способен принести пользу.

– Вы полагаете?
– Аршавина не заставишь отрабатывать в обороне, перестроиться не сможет. Кержаков – вполне. Выносливый, трудяга. Да наплевать на голы! Если хочешь продлить карьеру, нужно осваивать новую позицию. Вон, Семак, с возрастом передвинулся из атаки в полузащиту. Спокойно доиграл до тридцати семи.

– Отъезд из "Зенита" Виллаш-Боаша восприняли с облегчением?
– Меня он не раздражал. Умный, образованный, пять языков, про тактику знает все-все-все. Но Боаш – теоретик. Иногда, чтоб найти общий язык с футболистом, достаточно вспомнить, как сам играл. У него такого опыта нет. Разговаривает одинаково и с игроками, и с журналистами.

– Это проблема?
– Конечно. Главное, не что говоришь – а как! Чем хороший учитель отличается от методиста? Знаниями напичканы оба. Но один может передать их ученикам, другой – нет. В "Зените" были русские ребята, которые Боаша не понимали. И не потому, что он – португалец. А вот Семин с нашими футболистами прекрасно ладит. Шутка, анекдот, емкая фраза, сдобренная матерком, – и человеку все ясно. Или Петржела…

– Что Петржела?
– Тренер-то классный. Просто в России о нем забыли. Но игроки "Зенита" вспоминают с теплотой. Петржела перевернул их сознание. Прежде считалось, что тренера надо бояться. Отдал неточный пас, побежал не туда – со скамейки крик, ругань. Властимил раскрепостил команду. Всё с улыбкой. До него у нас никто футболисту после замены руку не пожимал. Потом это стали делать и Семин, и Газзаев.

– Селекция при Петржеле вызывала вопросы.
– Привез чехов, словаков. Кержаков жаловался: "Ходишь по базе – русской речи не слышно…" Ладно, были бы игроки высокого уровня. А то Гартиг, Флахбарт, Кинцл, Несвадба. Залетные птицы. Сразу пошли слухи о финансовых махинациях. Хотя Петржела в "Зените" не бедствовал. Только в первый сезон контракт был скромный – 200 тысяч евро в год. После бронзовых медалей зарплату подняли в пять раз.

– Кто был сердцем чемпионского "Зенита" 1984-го?
– Душой свободного времени был Желудков – слава богу, что в команде оказался взвинченный человек. Который поддерживал эмоциональный фон. Когда сидишь неделями на базе, очень важно, чтоб такой был. Чем Дзюба хорош?

– Чем?
– У него язык как помело! Он поддерживает фон, это клоун!

– Клоун команде необходим?
– Обязательно!

– Казалось, Желудков был абсолютно равнодушен к сборной.
– Его мотивировали в первую очередь деньги. Лучшие матчи выдавал против киевского "Динамо", "Спартака". Потому что за эти победы платили двойные премиальные. У Желудкова отсутствовало самолюбие. В "Зените" все устраивало. Был же момент – в "Спартак" приглашали. Уехал бы – может, что-то поменялось бы в жизни, если б отказался от гулянок. Но он отказаться не мог.

– В "Спартак" вписался бы?
– Его Морозов уговорил остаться в Ленинграде. Как-то мы вместе поехали в Москву играть за дубль. У Желудкова перебор карточек. Выходим на неказистом стадиончике – и видим, что собрались известные московские тренеры во главе с Бесковым! Смотреть за Желудковым!

– Откуда вам известно?
– А за кем же? Тем более, они всё громко обсуждали. Восхищались им. Наслаждались! Игра была простая – как принято в том "Зените": побольше длинных передач, беготни. Меньше индивидуальной игры. Желудков мог и обводить, и передачи делать, но его заставляли закидывать мяч вперед. Плюс штрафные бил. В "Спартаке" ему предложили бы совершенно другой футбол. Раскрывавший индивидуальность.

– Желудков – талант нереализованный?
– Да. Примитивный зенитовский футбол не позволил ему развиться как следует. А Клементьева и Ларионова подвело здоровье. Клементьев – главный специалист в команде по лекарствам. В последнее время даже не тренировался. Ходил с чемоданом таблеток. Все внутренние органы – то печень, то желудок…

– Когда Морозов орал на вас особенно громко?
– В 1981-м был матч в Ростове. Первый тайм. Морозов с бровки заголосил, дескать, беги туда, возьми того. Я видел, что занял правильную позицию, дергаться нет смысла. Не реагировал. Гаркнул он раза три и затих. А в раздевалке как понес на меня!

– Ответили?
– Молча снял бутсы, зафитилил в стену, разделся и пошел в душевую. С тех пор на меня не кричал.

– Говорят, Морозова мог до бешенства довести неудачный навес с фланга.
– У него было требование: любой прострел должны замыкать трое. На ближней штанге, дальней и по центру. Это называлось – "прочесать" штрафную. Кто выполняет - всегда в составе. Как Кержаков. При Морозове он прилично забивал, потому что бежал постоянно на ближнюю штангу. Ушел Юрий Андреевич – перестал. Голов поубавилось.

– Был в чемпионском сезоне матч с невероятным сюжетом?
– В Тбилиси! Возвращаюсь в Ленинград с того выезда – друг рассказывает. Сидит, смотрит футбол. "Зенит" проигрывает 0:2. Минут двадцать до конца. Главное, игры никакой! Плюнул и пошел на улицу. Свистит приятелю: "Саня, айда гулять" – "Да "Зенит" играет, 1:2…" Тут шум за спиной – 2:2! Он полетел на четвертый этаж, через две ступеньки прыгал. Пока добежал – мы третий забили!

– Вы же в голах поучаствовали?
– Первый – мой. Ударил, мяч от перекладины отскочил, и Дмитриев добил. Второй – я Дмитриеву отдал пас. Вот эта игра до сих пор перед глазами. Даже не голы, а другой эпизод. Когда счет стал 2:2, грузины разыграли мяч – и Шенгелия ка-а-к долбанул по собственным воротам! Из центрального круга!

– Психанул?
– Презрение высказал своим защитникам. Через минуту мы забили третий.

– Лучший по игре матч из того сезона?
– С киевским "Динамо" дома. 2:0 победили. Чтоб вынести Киев – надо было не уступить в движении. А мы еще и играли легко, с удовольствием…

Но вытянули сезон на волевых качествах. Целую осень отвратительно играли. Какие-то ничьи дома с "Жальгирисом", "Кайратом". Затем паника началась – уехали в Сочи. Кто-то подсказал Садырину, что команде нужен отдых. Почти не тренировались. Вернулись – выиграли четыре матча. "Торпедо", "Днепр", "Шахтер" и "Металлист". Соперники-то были могучие!

– Когда лично вы поняли, что можете быть чемпионами?
– Мне до последнего не верилось. Потому что и "Шахтеру", и "Днепру", и "Торпедо" победные голы забивали в концовке. Три решающих матча – с такой драматургией!

– Что-то мистическое в этом есть.
– Сто процентов. Игры-то у нас не было. Просто бились за результат. "Днепр" мог минимум четыре забить. Как ни ударят – попадают в Бирюкова. И вдруг сумасшедший гол Мельникова в "девятку". Ощущение, что где-то уже запрограммировано – мы становимся чемпионами.

– Садырин был мастер установок?
– У Садырина вообще их не помню. А вот у Морозова установки были важнейшим ритуалом. Для него каждая мелочь имела большое значение. Морозов приходил всегда красиво одетый, от него пахло одеколоном. Если спокоен – я знал точно, что сегодня победим. Мы выходили и выигрывали. Но когда у Морозова тряслись руки от волнения – я так же точно знал, что проср…

– Почему?
– Если Морозова трясло – значит, чувствовал, что команда в плохом состоянии. Его мандраж идеально передавался команде. Тут же все забывали, как надо играть. Выходили – ноги не бежали.

– Морозов был актер. Когда выступил ярко даже по собственным меркам?
– В перерыве матча перед Давыдовым на колени встал.

– Зачем?
– "Толя, умоляю, играй со своим футболистом! Хочешь, на коленях попрошу?" Бухнулся на колени! Смешно. Давыдов опешил – но матч мы выиграли.

– Какой классный Морозов был тренер в "Зените" – а в киевском "Динамо" начал чудить. Команда над ним издевалась.
– Он не мог работать со звездами. Как только игрок становился самодостаточным, настоящим мастером, у Морозова начинались с этим футболистом проблемы.

– До какого-то момента общаться с Садыриным было – сплошное удовольствие?
– Самые душевные отношения были у нас в 1983 году. Когда Морозов ушел. Январь, весна, сборы. С таким интересом тренировались! С таким желанием! Состояние эйфории. Влюбленности друг в друга, в тренера, каждая тренировка как праздник… Период с 1980-го по 1982-й при Морозове – тяжелейшая пахота. И тут начинается легкая работа! Та же нагрузка, только в радость!

– Садырин постоянно что-то выдумывал?
– Все тренировки начинались с эстафет. Могли пойти в лес по снегу, делились на две команды. Садырин где-то приметил в сугробе сваленные деревья. Каждой команде по бревну – и сквозь сугробы тянут до финиша. Кто раньше.

– Здорово!
– Вот этот эмоциональный подъем для людей, которые месяцами сидят на базе, очень важен. Садырин был в таком же восторженном состоянии. А через два года все исчезло.

– Почему?
– Сломалось с первыми неудачами. Надо было новые формы находить. Вместо этого искали виноватых. Эстафеты прекратились – и пошло, как у других: нагрузки, беготня, озлобленность, недовольство…

– Когда почувствовали напряжение в отношениях с Садыриным?
– Уже в 1984-м было натянуто. Я знал, что буду играть, некем заменить. Поэтому терпел.

– Первый звоночек, который вам не понравился?
– Этот случай меня потряс. Вызвали в олимпийскую сборную. Приезжаю – тренер, Сальков, говорит: "На адрес федерации поступило письмо…" – "Какое?" – "Телега" на тебя!" Рассказывает – главный тренер и начальник команды написали жалобу. Будто я "плохо себя веду". Такой-сякой, огрызаюсь, кого-то на базе оскорбил.

– Ничего не понимаем. Вызывают вас в сборную – а следом из родной команды "рекомендательное" письмо?
– Не следом, а уже лежало к приезду. Сальков подытоживает: "Когда такое происходит – мы всегда верим тренеру! К тебе претензий нет ни по игре, ни по поведению. Но вынуждены реагировать. Освобождаем!"

– Все это было подписано Садыриным?
– Конечно. Один экземпляр в федерацию футбола, второй – в "Советский Спорт". Чтоб напечатали.

– Опубликовали?
– Нет. Возвращаюсь – Садырин здоровается, как ни в чем не бывало. Проходит матч, вызывает: "Играешь так-сяк, из сборной выгнали…" Отвечаю: "Пал Федорыч, вообще-то у меня другая информация. Выгнали из-за письма". Он покраснел. С того момента все сыновние чувства, которые к нему испытывал, исчезли.

– Немудрено.
– Атрофировалось все. Ко мне, оказывается, человек, на которого я молился, вот так относится. Действует такими методами. А дальше понеслось: на разборах игры "Веденеев плохой", везде главный виноватый. Вишенка на торте – эпизод с "Куусюси".

– "Зенит" умудрился не только проиграть этому клубу в Кубке чемпионов, но еще и вы заработали гигантскую дисквалификацию.
– Я же ударил финна.

– Зачем?
– Ухватил этот финн за одно место. У меня автоматически рука пошла – и попала ему в бровь. Кровь хлынула.

– Сколько вам дали?
– 8 международных матчей. Это ладно, так потом решили наказать в чемпионате СССР. Выписали 10 игр. Позже пересмотрели – оставили 4.

– Было разбирательство?
– Три раза в Москву ездил! Собиралась контрольно-дисциплинарная комиссия – доводить людей до слез. За каждую красную карточку футболисты отправлялись в Москву, отчитывались. В комиссии ни одного футбольного специалиста. Комсорги с заводов, профорги… Всего человек пятнадцать. Шум стоял, крик, оскорбления.

– Из того, что вам говорили – особенно запомнившиеся слова?
– "Финны – наши друзья, а ты… В тюрьму бы тебя посадить на год! Была бы наша воля – отправился бы прямо отсюда!" А Колосков сидел, наблюдал. Я понимал, что все это спектакль. Ничего не сделают – но дисквалификацию навесят. Вопрос – какую? Поначалу-то просто наорали на меня. Тут новости из УЕФА – 8 матчей! Думал, получу максимум два, раз до крови дошло.

Меня тянут на очередное заседание: "Раз там восемь, мы даем десяточку". Значит, полкруга играть не могу. В Ленинграде бучу подняли, названивали в Москву. Опять КДК вызывает. Пересмотр! Поплакался я, как положено: "Простите…" Те неожиданно размякли: "Разбирайтесь в своем Ленинграде".

– Садырин не выступил в защиту?
– Наоборот! Дал интервью, которое эти санкции спровоцировало: "Поступок бандитский, хулиганский. Закопать надо такого футболиста!" Подлил масла в огонь. Иллюстрация к вопросу – какие у нас были отношения на тот момент. Не представляю, почему к этому пришло. Были слухи, что кто-то ходит и "стучит"… А я якобы что-то про Садырина сказал. Но не я один попал под санкции. Ясно, что кто-то подогревал его настроения. И команда рухнула.
👍 5
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0
Бонусы букмекеров
Комментарии (19) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
28 Мая 2016 в 13:19

О Дзюбе Веденеев целиком и полностью прав. А вот Павел Фёдорович просто не в то время начал и "перегрел" быстро.Ему сейчас цены бы не было. Не хуже Адвоката был бы, а то и лучше.

27 Мая 2016 в 15:12

"Дзюба. Его игровые качества практически в зачаточном состоянии. Закидывать ему в зону мяч бесполезно – не убежит. Давать в ноги – тоже не имеет смысла. Обводкой не владеет. Удар слабенький. Через Дзюбу сложно отыграться. Единственный козырь – габариты."

Два чая этому господину.

Наконец-то кто-то высказал это идеально и вслух.

27 Мая 2016 в 13:20

Интересное вью!

Читаю и диву даюсь: как это так, ни ошибок, ни очепяток... А в конце "Спорт-Экспресс" - тогда понятно)))

27 Мая 2016 в 13:19

О бля - 30 тыс детский тренер - но на всех бордах ЛЧ написано Гапрём )))

пздц

27 Мая 2016 в 13:42

Хорошо про Дзюбу сказал, полено поленом, только за счет габаритов, да и Халк в голову попадает.

Сейчас в сборной увидим какой он "классный" нападающий.

Неплохо так Зинка себе клоунов за 5 млн в год покупает, а при этом тренерам 30 000 рубликов в месяц платит...

И на ветеранов забивает с прибором!

27 Мая 2016 в 16:37

Бомжа можно увезти с вокзала - но вокзал из бомжа увы...

27 Мая 2016 в 20:04

Это ФАКТ!

27 Мая 2016 в 10:57

Садырин конечно неоднозначная личность, но за то, что он сделал для Зенита низкий поклон.

27 Мая 2016 в 11:08

Согласен. Очень многие говорили, что игроки откровенно распоясались на волне этих успехов. Хотя я понимаю, что это могло стать следствием слишком высоких ожиданий, в одном Веденеев, думаю, прав, Зениту везло, но везёт тому кто везёт. Садырин, возможно, был не прав, может слишком много сам хотел от этой команды, всё равно что требовать от Лестера повторения)..

27 Мая 2016 в 11:28

Безусловно для Зенита тогда все звезды сошлись. Кстати, очередной яркий пример, когда можно достичь успеха только благодаря атмосфере в раздевалке и старанию на поле)

Правда сейчас такое редко прокатывает)

27 Мая 2016 в 11:36

Мне кажется оно проходит также как и раньше. То Греция ЧЕ выиграет, то Лестер АПЛ)..

27 Мая 2016 в 13:19

То Ростов в ЛЧ...)

27 Мая 2016 в 10:31

хорошее интервью немного обиженного ветерана, а других ветеранов и не бывает.

27 Мая 2016 в 10:30

Клоун, не клоун... просто не футболист. Мартышка

27 Мая 2016 в 10:13

Потрясное вью! Жизненное..

27 Мая 2016 в 10:47

Интересное конечно у него представление о клоунах) Мне больше в этой роли виделся Широков там допустим)

Много ли подобных клоунов есть в РПЛ?)

27 Мая 2016 в 10:52

Здесь клоун имеет позитивное значение) Тот, кто помогает снять стресс общее напряжение. Хотя зная наклонности Артёма я бы не расслаб.ся)

Сложно судить, это всё происходит в раздевалке..

27 Мая 2016 в 10:06

А клоуном Веденеев зря его назвал,в ответ Дзюба "бывшим игрочишкой" его назовет.)

27 Мая 2016 в 10:14

Бывший игрочишка, нынешний тренеришка)..

Новости
Сегодня, 26 Апреля
Все новости
Рекомендуем