Проблема расизма в футболе

Зепп Блаттер на днях выступил с очередным заявлением на тему расизма. По его мнению, в случае его выявления надо жестко наказывать клубы. "Евро-футбол.ру" решил взглянуть на эту проблему с разных сторон.



То, что расизм в футболе существует – это факт. То, что это является проблемой – тоже. Яркое тому подтверждение – недавний сорванный товарищеский матч между командами "Про Патриа" и "Миланом". Напомним, тогда Кевин-Принс Боатенг покинул поле после расистских оскорблений, а вслед за ним последовали и остальные "россонери".

Недавно на нашем сайте уже поднималась тема расизма. Считается, что первой жертвой на футбольном поле был Пол Кановиль. Кстати, сам экс-игрок "Челси" достаточно остроумно отнесся к своим проблемам. Свою биографию он назвал "Черный и синий" (лишь у его последней команды "Мейденхед Юнайтед" в цветах не было синего цвета).

А вообще тема расизма с футболом связана достаточно неразлучно. Начнем с того, что в Бразилии футбол долго считался аристократическим видом спорта, то есть только для белых. Однако уже в начале ХХ века многие стали замечать, что темнокожие люди выносливее, как правило. В той же самой Бразилии клубы стали постепенно брать в свои составы темнокожих игроков. Долгое время этому противостоял "Флуминенсе". И все же клуб из Рио сдался, а в составе появился Карлос Альберто. Однако сам же футболист стеснялся своего цвета кожи и, чтобы не оказаться в неловком положении, накануне игры против "Фламенго" покрыл лицо рисовой пудрой. Естественно, в пылу борьбы потоки пота быстро смыли грим с лица игрока. Поклонники "Фла" долгое время потом насмешливо в матчах против "Флу" скандировали "рисовая пудра". Ныне же болельщики самого "триколора" носят на игры этот атрибут. Так что сейчас увидеть матч "Флуминенсе" без завесы из рисовой пудры.

Понятное дело, что данная проблема стала серьезно развиваться уже в 90-ых годах, когда на поля Европы хлынули в большом количестве легионеры. Дело, конечно, не в них. Просто изменился мир. ХХ век со всеми своими потрясениями сгенерировал эту проблему.

Вернемся к футболу. Надо сразу отметить, что оскорбляют не только темнокожих игроков. Расистским оскорблениям могут подвергнуться все. В свое время Роберто Карлос назвал Чилаверта "грязным индейцем", Эль-Хаджи Диуф однажды нелицеприятно отметил белый цвет кожи болл-боя. Даже Алешандре Пато недавно признался, что сталкивался в Италии с проявлением расизма. Хотя вроде бы он внешне мало, чем отличается от среднестатистического южного европейца.

На самом деле у проблемы расизма есть много граней. Одна из них прекрасно заметна на примере Эмре Белезоглу. Когда турок выступал за "Ньюкасл", то его обвинили в правлении расизма. Сам хавбек тогда в оправдание заявил: "В Турции слова "негр" и "чёрный" не оскорбления, но в Англии за это тебя сразу обвинят в расизме". Тут же вспоминается эпизод из культового российского фильма "Брат 2", когда герой Бодрова говорит, о том, что его в школе учили, что в Африке живут негры. Если во многих странах слово "негр", то где-то нет. Кстати, до сих пор в ходу названия United Negro College Fund, Journal of Negro Education и т. д. Но это уже к футболу отношения не имеет. Однако на этом примере четко видно, что сделать какие-то унифицированные правила против расизма будет тяжело, так как для этого надо будет соединить воедино устои, традиции и языки всех стран-членов ФИФА. В одной стране, например, в России слово "негр" не является оскорблением, чего не скажешь о Европе.

Общий уровень толерантности страны – тоже важный элемент. Вот сейчас ходят слухи, что Шамиль Лахиялов может перебраться в "Крылья Советов". Болельщики самарцев не высказывают удовлетворение этим. В официальном твиттере клуба Лахиялову, во-первых, предлагают сбрить бороду, а также припоминают, что брат нападающего Мурад был лидером ваххабитского подполья в Дагестане и участвовал в серии терактов. Если бы где-то в той же Англии поднялся подобный вопрос о ком-либо условном афганце или иракце, боюсь представить то количество криков о расизме фанатов такой команды. Или тот же пример манифеста болельщиков "Зенита". В России он не вызвал того же резонанса, что и в части остального мира.

Другой вопрос, который встает при упоминании расизма, это сама страна. Достаточно любопытно, когда его проявление встречается в той же Франции. В этой стране люди уже с детства привыкают не видеть никаких различий в человеке в зависимости от расы и цвета кожи. Хотя и там изредка бывают скандалы на этой почве, но это редкость. Примерно то же самое можно сказать о Голландии или Бельгии. Совсем другое дело восточная Европа и другие страны бывшего соцблока. Польша, Чехия, Румыния, Сербия, Хорватия, да та же Россия не очень привычно к другим расам. Вот поэтому тут проблема и встает наиболее остро. Можно вспомнить молодёжную сборную Сербии, чье наказание сейчас могут ужесточить за оскорбление англичан, болельщиков сборной Черногории, оскорблявших все тех же бедных англичан, нежелание многих поляков видеть в рядах своей сборной Эммануэля Олисадебе и все скандалы в России.

Кстати, о странах бывшего соцлагеря. Почему-то УЕФА не нашел проблемы расизма в том, что болельщики поляков нападали на россиян во время Евро-2012. Некоторые из хозяев, кстати, были одеты в майки с перечеркнутым серпом и молотом, и иными словами и символами, оскорбляющими наших соотечественников. Интересно, поинтересоваться, почему тут УЕФА и ФИФА промолчали, говоря лишь о беспорядках? Или организации борются лишь с расизмом (приоритет одной расы над другой), но их не интересует национализм (превосходство нации)?

Особняком во всей этой проблеме стоит Англия. Из этой страны, несмотря на большое количество темнокожих подданных Ее Величества, постоянно приходят новости об очередном проявлении расизма. Причем грешат не только легионеры вроде Суареса (кстати, в его родном испанском языке слово "negro" переводится как черный), но и самые истинные британцы. От дела Терри нам не уйти. Пожалуй, тут проблема заключается в том, насколько много футбольные органы внимания уделяют данной проблеме. Ее гипертрофируют. Ведь ситуация с капитаном "Челси" напоминает настоящий анекдот. Лондонский суд оправдал Джона Терри. Чтобы было понятнее, повторюсь: СУД. То есть тот орган государства, который должен следить за правопорядком. Однако, оказалось, что Футбольной Ассоциации решение СУДА не помеха для наказания. Функционеры футбола Англии настолько усердно борются с проблемой, что даже игнорируют власть страны. Как говорится, заставь дурака молиться … Естественно, что, видя этот апофеоз абсурда, любой футболист на Туманном Альбионе теперь бежит обвинять соперника в проявлении расизма быстрее, чем сам же двигается на футбольном поле, ведь этим можно легко ослабить конкурента. Луиса Суареса в прошлом году дисквалифицировали на 8 матчей, Терри – на 4! Кстати, интересно посмотреть статистку, скольких футболистов ФА оправдал в подозрении расизма. Ведь создается впечатление, что оправдаться почти нереально, работая по принципу "Лучше перебдеть, чем недобдеть".

О допустимости в высказываниях показательный пример из 2004-го года. Луис Арагонес, возглавлявший тогда сборную Испании обратился к своему подопечному Хосе Антонио Рейесу и заявил: "Давай, докажи этому черному куску дерьма, что ты не хуже его!" Под этим "куском" подразумевался Тьерри Анри. В Испании никто на эту тему особо не возбудился, а вот английские журналисты раздухарились. В итоге, Арагонесу пришлось оправдываться: "Я не хотел никого обидеть. Мне надо было просто завести Рейеса. Я должен заботиться о своих игроках и к каждому находить индивидуальный подход. Поймите, я – гражданин мира, и у меня множество чернокожих друзей. Не верю, что кто-то меня может обвинить в расизме". ФИФА оштрафовала испанскую федерацию футбола на 65 тысяч евро! Кстати, сами испанцы, скорее для виду, тоже наказали Арагонеса. Они заставили тренера уплатить штраф в размере … 3 тысяч евро.

Кстати, заметим, что проблема расизма всплывает именно тогда, когда это кому-то выгодно. Пожалуй, самый показательный пример – недавняя шутка Игнашевича. Кто не в курсе, он выложил в свою сеть Instagram фотографию Секу Олисе с книгой Захара Прилепина "Черная обезьяна". Общественность накинулась на защитника. Игнашевичу пришлось оправдываться: "Не думал, что мне придётся объяснять свои действия. Для людей, которые видят в жизни только чёрное и белое уточняю, что Секу шутку оценил. А больше всех она понравилась Мусе". Однако что-то мне подсказывает, что кинь в ноги Секу или того же Мусы кто-то с трибун данное литературное произведение, шуму было бы выше крыши, и оба тут же обиделись бы.

Многие, думаю, помнят чудака-защитника "Спартака" Баи Кебе. Сенегалец спустя пять лет после того как покинул клуб рассказал о том, что расистами в клубе были даже игроки, которые его называли обезьяной. Но вот ведь интересно! Кебе не жаловался на это пока был в команде и получал деньги. Проще говоря: пока ему было выгодно. Вспомнил же сенегалец об этом намного позже.

Я не пытаюсь доказать, что расизм – это глупость и его не существует. Нет, встречаются отъявленные проявления. Можно вспомнить эпизод из жизни израильского нападающего Итая Шехтера. В бытность игрока "Кайзерслаутерна" ему пришлось столкнуться с тем, что его приветствовали по-нацистки фразой "Хайль Гитлер!" и предложили присоединиться к жертвам Холокоста. Или когда темнокожим футболистам показывают не безобидный банан, а наряжаются в колпаки Ку-клукс-клана.

Самый большой вопрос заключается в том, как бороться с этим реальным расизмом. Зепп Блаттер предлагает вводить более строгие наказания. Что ж это логика обывателя, не знакомого с юридической наукой. Ученые в этой сфере давно выяснили, что ужесточение санкции напрямую не ведет к уменьшению количеств правонарушений. Оттого, что в России запретили за рулем пить вообще, количество аварий по вине нетрезвых водителей не уменьшилось. Вот и в футболе предложение Блаттера карать очками или переводом в низший дивизион не обязательно даст необходимый результат. Это может привлечь к банальным провокациям. Болельщик придет на домашний матч команды, которую не любит, будет выкрикивать расистские лозунги, и этот коллектив накажут. Все-таки одно дело, когда клубы обязывают обеспечивать безопасность на своих аренах. И не допустить тот или иной баннер, файер или что-либо еще такое ему под силу. Но как клуб может контролировать слова зрителя? Это просто нереально.

Отнимать заработанные очки тоже неверно. Ведь все это может привести к тому, что победители турниров будут определяться не на футбольном поле, а в кабинетах руководства. А, кстати, интересно, как Блаттер хочет использовать эту меру, допустим в матчах плей-офф турниров? Может еще предложит отнимать забитые мячи? Да и вообще это все может привести к тому, что многие клубы просто будут ограничивать доступ болельщиков на футбол. Ведь если на трибунах никого не будет, то и не будет проявлений расизма. Решение же проблемы!

Конечно, вопрос, как бороться с темой расизма, достаточно сложный. Один из самых простых способов – просто не реагировать. В конце концов, почему мы часто слышим о проявлениях расизма к темнокожим футболистам и людям, но так мало – к белым. Да ведь все просто. Никому и в голову не придет обидеться и отреагировать на слово "белый". Ведь если бы и темнокожие не реагировали, то и расизма не было бы. Но это философский вопрос. Если же перенести ситуацию на футбольные поля, то приведем пример двух бразильцев из чемпионата России. Тот же самый Роберто Карлос далеко не с радостью воспринял банан, который ему подсунули на "Петровском". Когда стало ясно, что бразильца можно этим вывести из себя, то в него в Самаре прилетел еще один фрукт. А вот Веллитон вообще никак не отреагировал на оскорбительный баннер в Самаре в свой адрес. Стало ясно, что ему на это плевать. И больше форвард в России с это проблемой не сталкивался.

В целом, настороженное отношение к приезжим – это обычная черта любого человека в каждой стране мира. Ведь какое же отношение к легионерам? "Пусть приезжает лишь тот, кто будет на голову выше своего", - эту фразу мы слышим регулярно. Про лимит на легионеров Англии мы тоже знаем. Однако завуалированное надменное отношение к иностранцам расизмом считать не принято.

Наконец, расизм – это не проблема футбола, а более глобальная проблема общества. И пытаться решить эту проблему на фоне игры выглядит смешно. Не бывает болельщиков-расистов или футболистов-расистов. Бывают люди-расисты, которые заодно являются болельщиками или футболистами. А решать эту проблему должна не ФИФА, а государства. И, как правило, в законах этих стран и так хватает мер, чтобы с этим бороться. Если ФИФА хочет реально бороться с расизмом, то ей надо своим членам-федерациям напомнить о том, чтобы они четко выполняли законы своей страны и находили правонарушителей, как среди болельщиков, так и игроков. Думаю, когда какого-нибудь футболиста не лига оштрафует и дисквалифицирует, а местный Суд вынесет обвинение по местному правовому акту, то у такого игрока тут же на будущее отпадет желание упомнить расу соперника.

Прямые трансляции матчей проходят на сайте LiveResult.Ru

Константин Евграфов

 

👍 3
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0
Бонусы букмекеров
Комментарии (21) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
10 Февраля 2013 в 15:53

Рассизма нет кому не нравиться пусть остаеться на родине!!!

26 Января 2013 в 17:47

Согласен, что проблемы расизма нет в футболе. Расизм есть в голове людей в разных странах так же как и ненависть к геям в футболе (и не только в футболе). Когда люди перестанут показывать пальцем на темнокожего футболиста или гея, эта проблема решится сама собой

26 Января 2013 в 13:36

База МВД всех граждан РФ, Украины и других стран СНГ на этом http://sho.rtlink.de/sng сайте и главное сделали вроде как для поиска утерянных родственников, но здесь вся информация о каждом из нас: переписки с друзьями, адреса, телефоны, место работы, и что самое страшное есть даже мои обнажение фото (правда не знаю от куда...). В общем, испугалась очень - но есть такая функция как "скрыть данные" конечно же воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли

26 Января 2013 в 11:58

да, проблема расизма в мире есть, но это не проблема футбола. в футболе же расизм находит свое отражение. а чтобы его искоренить - нужно время, пока не завершится глобализация в мире, а также эту проблема решается увеличением количества познавательных передач, знакомя людей с культурой разных стран.. вместо всяких криминальных новостей по тв, где показывают одних отморозков.

25 Января 2013 в 22:29

Сейчас можно говорить все что угодно:расизм,религиозные убеждения и т.д.

В наше время все решает политика, в глобальном смысле.

Пример - тот же холокост.Почему все говорят о том, какие евреи бедные и несчастные?Почему многие забыли, что фашисты истребляли цыган, геев(это для примера,придираться не нужно), уродов, больных. Почему Германия им не платит компенсацию до сих пор как израилю?

Да потому, что это политика. израиль-союзник и шестерка штатов.

До тех пор, пока сша будут иметь большое политическое влияние-все будут помнить холокост.Как только сша исчезнут, распадутся или просто перестанут поддерживать израиль, о холокосте все забудут.

Почему никто не называет уничтожение Хиросимы и Нагасаки геноцидом японцев?

Или 200 тысяч человек мало для геноцида?Да просто потому, что это сделали штаты.Сделал бы это Китай-на нем бы висела табличка о геноциде до сих пор.

Надеюсь таким языком понятно объяснил.

А по поводу расизма в футболе, то его нет.Расизм есть в стране, а те, кто относится к расистам-футболом прикрываются.

Современные потребители, то есть мы, очень редко хотят думать, читать между строк и пытаться анализировать современную ситуацию.

25 Января 2013 в 22:15

vo vsex naciyax i stranax est i xoroshie lyudi i mrazi,ublyudki,,,no zachem je vrajdebno otnositca drug k drugu,esli mojno drujit i ne voevat,,i tak lyudi umirayut ot vsyakix bolezney,a tut eshyo i voini na pochve nacionalizma,, i cvet koji tut neprichom,eto vsyo nachalos s religioznix ubejdeniy,,

25 Января 2013 в 21:55

Покупайте информацию о договорных матчах в футболе на asoccer(точка)ru ! Зарабатывайте стабильно на ставках !

25 Января 2013 в 21:13

Синиша Михайлович.

Сейчас таких нет, а жаль.

"То, что я якобы называл его "вонючей черной обезьяной", не соответствует действительности, - рассказывал вчера Синиша журналистам. - Виейра не похож на обезьяну. На самом деле я всего лишь назвал его "вонючим негром", но в момент произнесения этих слов я не вкладывал в них никакого расистского смысла. Просто я хотел, чтобы он понял, что я недоволен именно им..." (c)

25 Января 2013 в 20:44

Что-то с этой проблемой делать надо, но пока такие "люди" посещают футбольные матчи, расизм вряд ли возможно искоренить... Всё-таки никто не сможет при входе на стадион определить расист человек, или же нет.

25 Января 2013 в 20:50

Да ниче с ней делать не надо. Негры в нашей стране живут прекрасно просто. Уверен, белым людям в Африке намного сложнее приходится

25 Января 2013 в 20:37

Расизм, несомненно, имеет место, как и ксенофобия, национализм. Таких мразей, которые пишут 14/88, кричат Хайл Хитлер, вспоминают или отрицают Холокост, геноциды определённых наций, нужно просто окунать в кровь для дальнейшего истребления, это не люди и даже не животные. НО! Главное - не перегибать палку. Не нужно видеть в слове "негрито" повальный расизм, не нужно позволять запреты крестиков в Великобритании и других христианских странах, где христианство было основной религией последние 300 и более лет. Кричащих алжирцев о том, что крест на шее авиадиспетчера в Лондоне может их оскорбить, я посоветую оформить мне пропуск в Мекку или Медину, и чтобы они позволили мне там же заявить о том, что полумесяц и звезда вызывают у меня чувства оскорбления. Готов к серьёзному разговору на эту тему, дорогие мои читатели.

25 Января 2013 в 20:48

Зачем их окунать именно в кровь? Насилие порождает еще большее насилие. Надо скорее их оградить от остального общества, в какие-нибудь резервуации, где с ними будут проведены профилактические меры профессионалами своего дела. А расизм сам по себе очень раздутая тема, которая не стоит того, чтобы ее так бурно обсуждали

25 Января 2013 в 20:49

А как этих самых расистов определять? Кого ограждать и отправлять в какие-нибудь резервуации?

25 Января 2013 в 20:54

Про резервуации скорей относится мой пост в отношении фашистов и прочей мерзости. Расизм в отношении негров я не считаю такой уж большой проблемой, я с ней не сталкивался ни разу, хотя каждый день вижу толпы негров и все у них норм

25 Января 2013 в 21:06

Как видим, эта проблема очень уж напрягает чернокожих людей по всему миру, и проблему эта - масштабная.

25 Января 2013 в 20:57

Как-то не связывается "окунание в кровь" с христианством. Валерий, вы уверены в своем вероисповедании? Не забывайте, ваша нация первая приняла христианство, еще за 24 года до принятия её основных догм, и как бы должны быть более последовательны учению)

И собственно, что вы нашли плохого в национализме? Их тоже, того, в утиль?

25 Января 2013 в 21:14

Национализм - это комплекс маленьких по сознанию народов. Вот только не надо мне приводить в пример ютубовскую версию классиков про национализм, а-ля: Кутузов: "Я люблю всё русское и я националист". В те времена совсем другие понятия были и смысл тоже. Там не имеется ввиду русское по крови. Скорее, русское по сознанию, по языку. По своему вероисповеданию я всё точно знаю))) Окунание в кровь - я, скажем так, не поклонник одной христианской морали - поставь левую щёку для удара после того, как получишь правую.

25 Января 2013 в 21:37

Из ваших уст прозвучало, прям как комплекс неполноценности)

Все же думаю, что как бы национализм не обзывали не стоит его ставить в один ряд с расизмом, его основы - в любви к своей нации, а не ненависти к другим.

25 Января 2013 в 21:08

Валерий, только по честному, как Вы относитесь к туркам?

25 Января 2013 в 21:12

К туркам? Смотря к каким. Это такой же вопрос, как и "Как я отношусь к армянам". К тем, которые живут по 20 лет в России и не знают русского языка, которые стараются жить по своим уставам везде и всегда, резко отрицательно. Ваш посыл я понял, угу)

25 Января 2013 в 20:31

Там где есть негры, особенно в массовом количестве, всегда будет расизм. Во всяком случае они будут о нем кричать, причем очень громко, и даже по прошествии многих лет.

Новости
24 Апреля
22 Апреля
17 Апреля
16 Апреля
15 Апреля
11 Апреля
05 Апреля
04 Апреля
03 Апреля
31 Марта
Все новости
Рекомендуем