Федуну грех жаловаться: Как болельщики «Манчестер Юнайтед» протестовали против хозяина клуба

В 2005-м году американский бизнесмен Малкольм Глейзер выкупил контрольный пакет акций «МЮ». Поклонники «красных дьяволов» сами по себе никогда не были дружелюбны к владельцам любимого клуба, но случай с Глейзером – особенный. Мало того, что американец втянул «МЮ» в долги, которые до сих пор никто не может закрыть, так ещё и отключил связь между руководством и фанатами. Болельщики организовали протесты с целью свергнуть Глейзера. Всё это длится уже 14 лет.

Приход Глейзера разделил «МЮ» на «до» и «после». «Евро-Футбол.Ру» рассказывает, как фанаты «красных» боролись за возможность вернуть тот клуб, который они когда-то полюбили.

P.S. Ненавистникам Федуна на заметку.

Малкольм Глейзер скупал акции за счет кредитов. Его действия привели к долгу «МЮ» в 1 миллиард долларов

Глейзер в 90-е занимался инвестициями в спорт, и владел профессиональной командой по американскому футболу «Тампа-Бэй Бакканирс». Но не меньший интерес вызывал у него европейский спортивный рынок. Глаз зацепил «Манчестер Юнайтед». В 2003 году бизнесмен выкупил 3% акций «МЮ», а затем постепенно увеличивал свою долю. К маю 2005-го он уже овладел 75% акций.

После захвата Глейзера болельщики провели опрос, по итогам которого 95% опрошенных оказались против американца. Но нужно понимать, что это были не пустые недовольства. Результаты расследования показали, что Глейзер потратил на свою долю 1,4 миллиарда долларов. Вот только это были не его деньги, а набранные на имя клуба кредиты. Сделал он это, чтобы вовремя выкупить нужное ему количество акций.

До Глейзеров «МЮ» не имел чистых долгов, а все акции котировались на бирже, в свободном доступе. В 2006-м новый владелец снял клуб с биржи, сделав его частным, что только ухудшило финансовую ситуацию. Через несколько лет долг превысил 1 миллиард долларов (учитывайте годовой процент по кредитам).

Embed from Getty Images

«Мой сын не может пойти с друзьями на футбол, потому что это слишком дорого». Против Глейзера ополчились Сульшер и Фергюсон

Shareholders United (нынче MUST) – это траст болельщиков «МЮ», который по состоянию на 2013 год насчитывает 300 тысяч участников. В 90-х Shareholders United успешно противодействовал медиамагнату Руперту Мёрдоку, не дав ему овладеть «МЮ». После победы над Мёрдоком MUST желал, чтобы болельщики имели влияние во внутренней работе «красных». Глейзер разрушил их мечты.

«Глейзер переформулировал свои слова, используя заумные финансовые термины, чтобы скрыть реальную сумму долга. Но факт остается фактом: он по-прежнему собирается использовать деньги «МЮ» для покупки клуба», – сказал представитель MUST ещё до захвата контрольного пакета акций. Болельщики утверждают, что новый владелец украл у «МЮ» миллиард фунтов стерлингов.

Embed from Getty Images

И ладно, если бы были только долги, но со временем Глейзер только ухудшал взаимоотношения с болельщикам. Вот примеры:

1. Несмотря на крупный долг «МЮ», Малкольм Глейзер выплачивал десятки миллионов долларов в виде дивидендов и гонораров совету директоров. Большая часть из этих денег потом досталась семье Глейзера.

2. Цены на билеты повысились настолько, что некоторым болельщикам было не по карману ходить на матчи любимой команды.

3. Глейзер-старший ни разу не посещал, ни то что матчи своего клуба, а даже сам Манчестер.  

«Мой сын не может пойти со своими друзьями на футбол, потому что это слишком дорого. Как поклонник «МЮ», я вижу ужасным захват и реформы Глейзера», – цитирует болельщика материал FourFourTwo.

Реклама


Против Малкольма также ополчились такие легенды, как Кантона, Алекс Фергюсон и Оле Гуннар Сульшер. Сэр Алекс тогда сказал: «Мы не хотим, чтобы клуб находился в чьих-то руках. Я поддерживаю недовольных. Призываю фанатов к активному участию».

Болельщики «красных» проводили различные демонстрации (например, еженедельно митинговали около базы), но главным для них был бойкот на коммерцию «МЮ». MUST и IMUSA (организация болельщиков «МЮ», которая сотрудничала с прошлым руководством) призвали всех фанатов: не покупать еду на территории стадиона, бойкотировать клубные товары и избегать продукты спонсоров того времени (Vodafone и Nike). Фанаты были уверены в своей способности повлиять на финансовый оборот до такой степени, что Глейзер не захочет продолжить.

P.S. Не помогло.

Болельщики собрали деньги на свой клуб: построили стадион, отказываются от излишней рекламы

Вы же уже заметили, что протесты болельщиков против Глейзера – это не «пошумели, и успокоились»? В 2005-м часть фанатов из принципа отказалась ходить на «Олд Траффорд», и смотреть на «МЮ» под влиянием нового владельца.

«Буду отчаянно скучать по «Олд Траффорд», но я не буду поддерживать бизнес Глейзера», – это была основная позиция протестантов.

Протестующим болельщикам нужно было другое место, чтобы собираться своими компаниями и смотреть футбол любимой команды. Поэтому журнал Red Issue предложил им создать свой клуб, где будет минимум коммерции, демократическое управление и дешёвые билеты – это все, что фанаты хотели видеть в главном «МЮ». Сразу 4 тысячи человек изъявили желание собрать больше 100 тысяч фунтов пожертвований на осуществление такого проекта.

Люди, пожертвовавшие деньги на клуб фанатов «Манчестер Юнайтед», автоматически стали обладателями определённой его доли. Что это значит? Болельщики со своей долей имеют право на голос при выборе новой эмблемы, формы, руководства и т. д. Впервые такой метод применили, когда название ФК «Юнайтед» запретила федерация футбола, и болельщики с помощью голосования выбрали новое имя – «Юнайтед оф Манчестер».

«Один член, один голос – это фундаментальная часть того, что мы делаем, и именно эти принципы удерживают нас», – сказано в манифесте руководства «Юнайтед оф Манчестер».

Но возникает вопрос: одни платят 50 фунтов, а другие 50 тысяч. Это получится равенство, если у второго будет всего один голос? Но там это не проблема. Достаточно прочитать новость о Скотте Флетчере, владеющим IT-компанией. Скотт перечислил на счёт команды болельщиков шестизначную сумму. Более того, он поклонник этого проекта, и сказал, что не будет обижаться за один голос в своем распоряжении.

Ах, да, болельщики еще жаловались на излишнюю коммерциализацию «МЮ», и захотели поступить в своем клубе иначе. Вот что они сделали: а) отказались от нашивки спонсоров на игровых футболках, б) сделали стоимость билетов доступной для максимально широкого круга людей, в) оставили клуб некоммерческой организацией.

Реклама


Embed from Getty Images

В «МЮ» насмехались над этим проектом, дескать, болельщики занимаются непостижимым для себя делом. Но время показало, насколько они ошибались:

1. 2005-м году эти ребята начали в 10-м по уровню дивизионе, а спустя годы повысились до 7-го.

2. Учитывая, какой бешеный фанатский институт в Англии, они вошли в сотню самых поддерживаемых клубов страны.

3. Несмотря на давление властей, «Юнайтед оф Манчестер» купил землю и построил свой стадион на 4 400 мест. Такое удовольствие стоило 2 миллиона долларов.

Невероятно, но ситуация настолько эволюционировала благодаря обычному протесту. Ребята наглядно доказали, как можно управлять клубом, проучив этим Глейзера.

***

В 2015-м «Юнайтед оф Манчестер» сыграл товарищеский матч против «Бенфики», а игра прошла на их новом стадионе. Все 4 400 мест были заняты.  

Embed from Getty Images

Фанат запустил самую резонансную акцию протеста в истории «МЮ». Он просто поделился мыслями на форуме

Новая волна недовольства началась после публикации отчётов «МЮ» за 2008 и за 2009 год. Если бы не продажа Криштиану Роналду в «Реал», то у клуба мог быть чистый убыток. А «МЮ» в те годы выиграл АПЛ и вышел в финал ЛЧ. Вопрос: куда делись призовые? Фанат с ником «чатмастер» предложил на форуме болельщиков демонстрировать протест в зелено-золотых шарфах. Если кто не знает, то это цвета команды «Ньютон Хит» – предшественника «МЮ». Полный ребрендинг «зелено-золотых» сделали тоже из-за претензий к владельцу.

Постепенно зелено-золотые цвета преобладали на «Олд Траффорд». Вот только Глейзер практически никогда не реагировал на «выходки» фанатов. Но! Всё изменило действие Дэвида Бэкхема, который тогда играл на «Олд Траффорд» за «Милан»: он увидел на поле выкинутый зелено-золотой шарф (болельщики такими действиями протестуют), и накинул его на свою шею.

Реклама


Такая мощная реклама протеста, как писали британские СМИ, вывела Глейзера из себя. С того момента руководство запретило футболистам публично разговаривать о протестных кампаниях. Но на этом санкции и запреты не завершились. Вот вам ещё примеры:

1. Клубному телевидению тоже запретили обсуждать протесты болельщиков. Они вырезают вопросы на эту тему даже из записей пресс-конференций.

2. У болельщиков на «Олд-Траффорд» силой забирали анти-глейзерские баннеры. Была ситуация, когда стюард хотел отдать человеку плакат после матча, но служба безопасности запретила. Как всё закончилось? Стюарда с 19-летним стажем уволили.

В течение последующей половины сезона почти каждый фанат, идущий на домашний матч «МЮ», имел при себе атрибутику зелено-золотого цвета.

Embed from Getty Images

MUST искал нового владельца для «МЮ» среди влиятельных болельщиков. Они наняли агентство, работавшее с Обамой

В 2010 году создалась группа, работавшая над поиском новых владельцев «МЮ» среди влиятельных болельщиков. В эту группу входил финансист Джим О’Нил (неисполнительный директор «МЮ» в 2004 году), адвокат Марк Роулинсон, пиарщик Ричард Хитнер и ещё несколько фигур. Все эти люди были поклонниками «МЮ», которые волновались за огромный долг «красных». Им не нравилась финансовая политика Глейзера.

Группа отказалась говорить имена потенциальных покупателей «МЮ», но назвала их «Красными рыцарями».

Первоначальная цель группы была привлечь 100 тысяч сторонников к MUST (то есть, анти-Глейзерских). Это было необходимо, чтобы продемонстрировать «Красным рыцарям» желание фанатов увидеть перемены. Привлечение активизировалось, когда группа начала сотрудничать с Blue State Digital – это коммуникационное агентство, работавшее над предвыборной кампанией Барака Обамы в 2009-м. Они помогали с продвижением протестных акций MUST.

Embed from Getty Images

В 2010 году акция с зелено-золотыми шарфами была на пике, и это было лучшей возможностью, чтобы «Красные рыцари» подготовили предложение о покупке «МЮ». Они попросили японский инвестиционный банк оценить стоимость клуба, а потом отправили адекватное предложение Малкольму. Но американец поставил ценник в 1 миллиард долларов. И это на актив, у которого тогда было как минимум 400 миллионов долларов долгов. Когда покупатели попросили отсрочку, «МЮ» устроил видимость решения проблем болельщиков – просто руководство не стало повышать цены на абонементы в следующем сезоне. Видимость, потому что высокие цены все равно остались высокими ценами.

А «Красные рыцари» оказались «Рыцарями-дезертирами» – дяди-миллионеры не стали продолжать переговоры с Глейзером. MUST пришлось продолжить искать новое сотрудничество. Вскоре они подписали партнерское соглашение с букмекерской конторой Betfred, где руководство – болельщики «МЮ».

Но пока без грандиозных планов – практика показала, что это не помогает. 

Данил АЛЁШИН

Оценить новость

Новости по матчу

14 Ноября
12 Ноября
11 Ноября
10 Ноября
09 Ноября
08 Ноября
07 Ноября
06 Ноября
Показать ещё
Бонусы букмекеров
Комментарии (4) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
10 Ноября 2019 в 19:56

В ФМ, взял ФК Юнайтед.

Вышел с ними в Премьер-Лигу. В первом сезоне - 12 место.

Следующий челлендж - стать самым титулованным клубом Манчестера.

10 Ноября 2019 в 15:14

СПА-СИ-БО! Тут больше нечего добавить.

Ах да - GlazerOut.

10 Ноября 2019 в 15:09

Все успешное руководство Глейзеров в МЮ основывается на Фергюсоне и преданных игроках,без них все нанятое руководство развалило клуб и судя по долгам, основные проблемы могут всплыть лет через 5.

Все это грустно,МЮ один из столпов АПЛ,а потихоньку может стать Арсеналом,где руководство тоже жило за счет одного тренера,а на самом деле только они виноваты в нынешней ситуации в клубе.

10 Ноября 2019 в 15:15

В точку. Какая великая фигура - сэр Алекс Фергюсон. Диву даёшься.

Новости
Сегодня, 16 Апреля
Все новости
Рекомендуем