"Мы угрожали, что прикуем себя к "Уэмбли". Как выглядит футбол с инвалидной коляски

«Камп Ноу», 26 мая 1999-го года, фантастический финал Лиги Чемпионов, начиная с первых минут и до конца основного времени манкунианцы уступали со счетом 0:1.  Все изменилось в добавленные Пьерлуиджи Коллиной три минуты. Голы Тедди Шерингема и Уле Гуннара Сульшера помогли выхватить победу и привезти трофей в Манчестер. Сложно передать атмосферу, которая царила на стадионе после финального свистка. Незабываемое зрелище. Конечно, если вы могли его видеть.

 

Для одиннадцати фанатов «МЮ», прикованных к инвалидным коляскам, все было не настолько красочно. Они преодолели непростое путешествие в Барселону ради любимой команды, но все, что они могли увидеть это маленький кусочек поля. Они даже не смогли насладиться голами своей команды. Спустя многие годы Чез Бенкс, один из тех одиннадцати, вспоминает: «Такая долгожданная поездка в Барселону стала для нас одним из самых больших разочарований».

 

«Мы были огорчены. Нам приходилось смотреть на поле, словно сквозь замочную скважину и мы не имели возможности увидеть голы. Мы узнавали о том, что происходит на поле только по реакции толпы», - говорит Фил Даунз, возглавляющий Ассоциацию болельщиков «МЮ» с ограниченными возможностями (MUDSA).

 

«Когда я сидел на стадионе, мне сложно было представить, каким было огорчение тех, кто находился рядом со мной, ведь это стоило им огромных усилий. По правде говоря, они бы лучше увидели триумф родной команды, останься они дома у телевизоров».

 

Для членов ассоциации все это было еще более досадно после трудностей, испытанных для того, чтобы попасть на матч. Изначально им сообщили, что для них не найдется места на самом большом футбольном стадионе Европы, так как там просто не были предусмотрены места для людей с ограниченными возможностями. После того как ассоциация пожаловалась УЕФА, на стадионе соорудили временную платформу для инвалидных колясок. Но места нашлись только для пятнадцати болельщиков вместо 48-ми желающих.

 

«В руководстве были сильно удивлены и смотрели на нас так, как будто никогда не видели болельщиков в инвалидных колясках… И знаете, они же на самом деле никогда не видели, - объясняет Бенкс. - Только после этого случая УЕФА высказали соответствующие требования к стадионам». 

 

«Раньше мы смотрели на все как из окопов»

 

Полтора десятка лет прошло уже с тех времен и за этот период люди с ограниченными возможностями получили намного лучшие условия для посещения игр. Журналисты FourFourTwo вместе с Бенксом и Даунзом пошли на матч Премьер-лиги между «МЮ» и «Норвичем» чтобы посмотреть на все своими глазами. «Олд Траффорд» - не единственный стадион, где можно увидеть людей с ограниченными возможностями. Бенкс и Даунз это всего лишь два человека из 30 000 инвалидов во всей Британии, которые посещают футбольные матчи практически еженедельно.

 

Несмотря на более чем столетний возраст, «Олд Траффорд» может сейчас обеспечить место для 128 инвалидных колясок на всех ярусах. Это намного лучше, нежели размещать людей на краю поля, как это было раньше. «Мы смотрели на все как из окопов, - говорит Даунз. - Хотя было и интересно понаблюдать за действиями Брайана Клафа с близка, сейчас все намного удобнее».

 

Реклама


Все места для инвалидов на сегодняшнюю игру были проданы, и это ничуть не удивляет, так как количество членов ассоциации выросло до 1 550 с момента ее основания в 1989 году. И сейчас удобства, предоставленные им, не ограничиваются наличием мест на стадионе. К примеру, люди с ограниченными возможностями также имеют доступ к наилучшим парковочным местам возле стадиона.


Те же, кто не привязан к коляске, но имеют проблемы со слухом или зрением, могут слышать комментарии в наушниках или читать их на индивидуальных экранах. «МЮ» является единственным клубом в Премьер-лиге, который обеспечивает такие возможности.

 

«Мы угрожали, что прикуем наши инвалидные коляски к «Уэмбли», если они ничего не изменят»

 

Не было ни законов, ни каких-либо серьезных прецедентов, ставших толчком для изменений к лучшему. Все случилось как-то постепенно – стали строить современные стадионы, модернизировать старые, в основном перед важными состязаниями. Этот процесс еще длится, ведь старые неприспособленные арены все еще функционируют, да и новые зачастую строятся с ошибками.

 

«Сперва «Уэмбли» и «Эмирейтс» тоже не имели нужных приспособлений и нуждались в модернизации. Несмотря на то, что это новые арены, там было допущено много ошибок», - говорит Бенкс, фанат «МЮ» еще с пеленок – он впервые побывал на их игре в далеком 1957 в возрасте семи лет.

 

В молодости Чез продавал брошюры на «Стретфорд Энд» (западная трибуна «Олд Траффорд» - прим. переводчика) в конце 60-х еще до того как занялся музыкой. Затем последовали путешествия с «Joy Division», «New Order», «The Kinks», «Teenage Fanclub», «Nirvana» и «The Stone Roses »

 

Реклама


Остановиться пришлось в июне 1996-го в возрасте 46 лет. Не было ни драматических трагедий, ни серьезных катастроф, он принимал мяч, играя в крикет, и у него внезапно подогнулись ноги. «Мое состояние постепенно ухудшалось и, спустя три месяца, я стал полностью беспомощен. Я просто проснулся однажды парализованным от шеи до кончиков пальцев на ногах».

 

После длительного лечения от поперечного миелита (болезнь такого же рода, как и рассеянный склероз) Бенкс снова ощутил свои руки и грудь. Таких как он называют «неполные тетраплегики». «Это значит, что я хотя бы могу самостоятельно подтереться», - объясняет Бенкс.

 

«Недавно я встретился с бывшим игроком «Болтона» Полом Алленом. Ему 44 и он страдает тем же, что и я. Однажды он проснулся парализованным ниже груди, но, к сожалению, так и не пошел на поправку»

 

«Маркус Баббель страдал чем-то подобным и смог полностью излечиться, но в мне повезло меньше. Ведь я только потом узнал, что, обратись я к неврологу своевременно, болезнь могла бы отступить. А я сделал это только через 10 месяцев».

 

Бенкс присоединился к Ассоциации болельщиков «МЮ» с ограниченными возможностями и с тех пор стал посещать матчи на том, что он ласково называет «стульчик». Он был свидетелем того, как все менялось: «На старом «Уэмбли» нас размещали на наклонной поверхности возле олимпийского огня. Это было очень опасно, так как нам постоянно угрожала возможность скатиться или опрокинуться назад. Туалеты для людей с ограниченными возможностями были такими же ужасными, как и все остальные туалеты на стадионе. Сейчас «Уэмбли» намного лучше».

 

Акция, организованная болельщиками с ограниченными возможностями отыграла немаловажную роль в решении этой проблемы. «Мы угрожали, что прикуем наши инвалидные коляски к «Уэмбли» если они ничего не изменят», - вспоминает Бенкс.

 

Реклама


На стадионе «Миллениум» в Кардифе люди в инвалидных колясках не могли видеть поле, если сидящие впереди болельщики вставали. Организация болельщиков с ограниченными возможностями советовала своим членам отказаться от посещения финала Кубка Футбольной лиги в 2003-ем.

 

«Именно тогда вмешался сэр Алекс Фергюсон, - вспоминает Бенкс. - Он публично заявил, что фанаты с ограниченными возможностями имеют такое же право быть на игре и не быть ни в чем ущемленными, как и все остальные. Он всегда нас поддерживал, он настолько понимал нас и наши трудности, как будто кто-то из близких ему людей имел подобные проблемы. Диего Форлан, чья сестра прикована к коляске, также помог нам, и тогда Кардифф уступил. Они как раз успели построить платформу для нас ко дню, когда должна была состояться игра».

 

«Нужно быть по-настоящему преданным своей команде, чтобы ездить на некоторые выездные матчи, находясь на инвалидной коляске»

 

Но проблема не заключается в одной лишь возможности видеть поле. Иногда болельщики с ограниченными возможностями находятся слишком близко к центру событий.

 

«На некоторых стадионах нас до сих пор размещают у бровки, - говорит Бенкс. - Вокруг тебя постоянное движение, операторы с камерами… Это может быть опасно. Однажды я сломал палец из-за того, что вокруг меня все отмечали гол».

 

«В Блэкберне мы вынуждены сидеть впереди секторов с пятью тысячами фанатов и нас от них абсолютно ничего не отделяет. Празднуя гол, они могут сильно увлечься, и многие из них пьяны… В такие моменты они могут тебя попросту не увидеть. Нужно быть по-настоящему преданным своей команде, чтобы ездить на некоторые выездные матчи, находясь на инвалидной коляске».

 

«Я вывихнул локоть в Саутгемптоне, когда толпа посунулась к полю, - говорит Кевин Пик, еще один фанат «МЮ» из ассоциации болельщиков с ограниченными возможностями, страдающий мраморной болезнью (наследственная болезнь, характеризующаяся особенной ломкостью костей – прим. переводчика). - Я запаниковал и выпал с коляски. Дать нам место возле поля без никакой защиты – это не решение проблемы». Кевин Пик часто играл роль подопытной крысы в испытаниях секций для инвалидов-колясочников: «Я такой маленький, что если уж мне все видно, значит другим тоже будет!»

 

Хоть он и маленький, это не мешало фанатам гостей издеваться над ним в прошлом: «Я не надевал символику на матчах в Ливерпуле, это было слишком опасно, особенно в конце 70-х, начале 80-х.  На стадионе «Эвертона» наши места были просто между сектором гостей и сектором хозяев. Когда происходили стычки, было несложно стать жертвой».

 

«Некоторым игрокам часто не хватает этичности в общении с инвалидами»

 

 «Сэр Алекс требовал, чтобы игроки посещали наши скромные рождественские встречи, и наказывал тех, кто не приходил», - вспоминает Бенкс.

 

«Синдзи Кагава однажды опоздал на одно из таких мероприятий, - вспоминает Бенкс. - Он задержался на тренировке и пришел, когда мы уже все убирали. Тогда он попросил себе чаю и просидел с нами примерно час, общаясь на английском. В этом нет ничего необычного. К нам приходили и Уле Гуннар Сульшер, и Стив Брюс, и Райан Гиггз, и Гари Невилл, и Эрик Кантона. Эти парни были восхитительны!»

 

Но не все игроки знают, как следует себя вести. «Тем, кто немного моложе, часто не хватает этичности в общении с инвалидами, - говорит Бенкс. – Но сейчас все намного легче. Большинство игроков хотя бы понимают, что нужно присесть, разговаривая с человеком в коляске или позируя возле него для фото».

 

Но иногда не только футболисты смущаются. На одном из рождественских мероприятий Кевину Пику встретился Эрик Кантона. «Он спросил, не хочу ли я автограф, - вспоминает Пик. – Я настолько растерялся, что запаниковал. У него была такая мощная аура, что я просто промямлил что-то типа «нет, спасибо». Я до сих пор вспоминаю об этом с сожалением».

 

«Многие из нас не смогли бы посещать игры, если бы нам пришлось платить»

 

Ассоциация, к сожалению, не защищена и от жульничества. Однажды один из фанатов «Эвертона» продал свой билет кому-то абсолютно здоровому. Но все стало ясно, когда «ириски» забили и тот не сдержался и отметил этот гол танцем. «Мы часто встречаем подобные выходки», - говорит Даунз.

 

«Но иногда все далеко не так весело. Один из фанатов хотел побывать на игре «МЮ» перед смертью. Мы можем организовать многое, но когда узнали, в каком он состоянии, сильно обеспокоились. Он был настолько плох, что на игру его доставила машина скорой помощи прямо на больничной койке. А той же ночью он умер».

 

Пока игра подходила к концу, разговор поневоле перешел на то, должны ли болельщики с ограниченными возможностями платить за билеты.

 

Некоторые из инвалидов считают, что бесплатные билеты, которые выпускают на «Олд Траффорд» и еще на нескольких стадионах Премьер-лиги являются знаком жалости и оскорбляют чувства людей с ограниченными возможностями. Другие клубы требуют лишь половину стоимости за билет для человека в коляске и полную стоимость – для провожатого.

 

«Я не согласен с этим, - говорит Бенкс. - Хоть многие и считают, что такая жалость для инвалидов унизительна, многие из нас не смогли бы посещать игры, если бы нам пришлось платить. В понятие «приспособления для людей с ограниченными возможностями» входит не только удобство стадиона. Подобная благотворительность дает ощущение своего места в обществе и того, что мы кому-то нужны».

 

И, когда «Красные на колесах» - прозвище, которое члены ассоциации сами себе приписывают, - покидают стадион после игры, остается впечатление, что футбольный стадион может быть родным домом для болельщиков с ограниченными возможностями. А еще надежда на то, что самые суровые годы для этих людей позади, и им никогда не придется испытать огорчения подобного тому, что было на финале Лиги чемпионов в 1999-ом году.

 

Журнал FourFourTwo, перевод и адаптация Надежды Кнюх

👍 15
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0
Бонусы букмекеров
Комментарии (1) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
31 Июля 2015 в 14:06

драматичная статья

Новости
Сегодня, 23 Апреля
Все новости
Рекомендуем