Пилотный выпуск рубрики "Историческая справка" про героев нашего футбола 90-х годов натолкнула создателей на продолжение сериала. Сегодня речь пойдёт о человеке, создавшим нижегородский "Локомотив".
СПРАВКА-ПОЯСНЕНИЕ
Нынешний проект - разворот в сторону истории нашего футбола, нашего чемпионата, в котором и двадцать лет назад находились любопытные факты. Мы намеренно не будем затрагивать биографии футболистов, которые и так можно встретить на каждом уважающем себя портале. Поклонникам футбола со стажем будет интересно вспомнить и ещё раз прочитать о том, чем занимается сейчас Анатолий Бышовец, кто наставлял Аль-Халиди создать "Асмарал", какие штрихи оставил в "Роторе" Владимир Горюнов и где брал знаменитые чемоданы с деньгами "Борман" Овчинников. Больные футболом губернаторы, главные тренеры, президенты клубов, комментаторы - только самые лучшие истории, только самые интересные факты нашего футбола.
ОМАРИ ШАРАДЗЕ: КРАТКОЕ ДОСЬЕ
Про таких как Омари Шарадзе говорят: "футбольный апостол". В не самом футбольном городе с не самыми сильными финансовыми возможностями Омари Хасанович создал вполне симпатичную команду, вошедшую в единую структуру локомотивского движения. Российские Железные Дороги в середине 90-х годов на высоком уровне поддерживали сразу четыре команды - "Локомотив" из Москвы, Читы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Вскоре питерцам и нижегородцам указали на то, что выживать они должны исключительно при помощи своих сил. До поры в Нижнем Новгороде всё было спокойно.
Четверть века назад в Нижнем Новгороде вообще не было футбола. Всё изменил начальник отделения Горьковской железной дороги Омари Шарадзе. Страстный футбольный болельщик захотел организовать в Нижнем профессиональный клуб. При отделении ГЖД было ДСО "Локомотив". На знаменитой Сортировке создавались все условия для игры и тренировок, к матчам "Локомотива" начали тянуться болельщики. Омари Хасанович обладал большими связями и ему не составляло труда пригласить на игру "Локо" знакомых из числа высокопоставленных чиновников города. Почётный президент и создатель "Локомотива" на высоком уровне сохранял финансирование команды вплоть до начала 2000-х годов. Нетрудно разглядеть в числе причин банкротства команды и отхода Шарадзе от дел изменившуюся конъюнктуру и смену политической системы.
ГОРЯЧАЯ ИСТОРИЯ
Принципиальная встреча чемпионата России с участием нижегородского "Локомотива". Переполненные трибуны местного стадиона гудят. Вдруг на последней минуте в ворота хозяев поля судья ставит пенальти. Болельщики нависают над почётной ложей Шарадзе и норовят вырваться на поле и "научить" арбитра таинствам футбола. Шарадзе прилюдно начинает молиться, чтобы скандал не вышел за пределы города. Сэйв Шантолосова спасает от расправы судью и дарит "железнодорожникам" заработанные очки.
"Мы строили стадион, и нам нужно было 14000 пластиковых сидений. Их производством занималась инвестиционно-строительная корпорация «Интеко», возглавляемая всем известной Еленой Николаевной Батуриной – супругой Юрия Михайловича Лужкова. Каждое такое сиденье стоило 11 долларов. Но в 1998 году грянул дефолт, и 11 пришлось умножать уже не на 6, а на 26. Получались сумасшедшие деньги. Одним словом, в течение месяца все цены выросли почти в пять раз. У меня не было выхода, кроме как позвонить жене Лужкова. Говорю ей, что я такой-то, такой-то Шарадзе, строю стадион, что я вам должен, но сразу не могу заплатить. А она мне и говорит: «Да бросьте вы, Омари Хасанович! Когда заплатите, тогда и заплатите, что ж теперь делать»
Выход на Овчинникова Омари Хасанович получил при помощи Анзора Кавазашвили. Бывший советский вратарь поинтересовался у главы команды: «Ты какую хочешь команду создать? Чтобы просто по полю во второй лиге гоняла мяч или…». Нетрудно догадаться, что ответственный и амбициозный Шарадзе выбрал второй вариант и в Нижний прибыл "Борман". Но это уже совершенно иная история!
Конец 1989 года. На календаре у "Локомотива" два матча против пермской "Звезды", один из них - перенесённый. Чтобы избежать погони "Уралмаша" нижегородцам нужно не проигрывать в гостях и обязательно побеждать дома. Выездная встреча закончилась успешно, и нижегородцы отправились домой. Обратную дорогу футболисты проводили в поезде Шарадзе. В Нижний Новгород поезд должен был прибыть только к полудню следующего дня, но ради свежего состояния своих футболистов Омари Хасанович выставил перед своим поездом зелёный свет на линии и команда была дома уже ранним утром.
5 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ
►Первых бразильских легионеров в чемпионат России привёз именно Омари Шарадзе. В 1995 году "железнодорожниками" стали Да Силва (из "Арагуори") и Жуниор (из "Асуаны"). Позже выяснилось, что один из двух новичков клуба до игры в "Локомотиве" никогда не выходил на большое поле, занимаясь на Родине пляжным футболом.
►Омари Хасанович - давний поклонник московского "Локомотива". Старается не пропускать игры "красно-зелёных" и до сих пор уверен, что внешние силы помешали построить ему в Нижнем Новгороде прототип двукратных чемпионов России.
►Омари Шарадзе в паре с Валерием Овчинниковым в середине 90-х годов делали ставку на местных воспитанников. Нижегородцы долгое время слыли домашней командой, которая привлекает к игре на высоком уровне местные кадры. Кураев, Кузьмин, Горелов, Румянцев, Щукин, Черышев, Егоров, Осколков, Нижегородов, Герасимов, Петр Быстров - все эти люди были открыты дуэтом Шарадзе - Овчинников.
►На самом почётном месте в домашней коллекции Шарадзе находится огромная футболка нижегородского "Локомотива" с автографами игроков звёздных лет команды - подарок футболистов.
►На посту президента клуба Омари Хасанович дал три обещания болельщикам команды - сделать из Горьковской Железной Дороги первую линию, пригласить в Нижний Новгород большой футбол и построить в Нижнем Новгороде футбольную академию. Не получилось только последнее.
ГДЕ СЕЙЧАС
Покинув "Локомотив" и Горьковскую Железную Дорогу в конце 90-х годов, Омари Хасанович Шарадзе возглавил филиал Центра наукоёмких технологий МПС РФ. Позже занялся бизнесом. В 2016 году Шарадзе, в одиночку переименовавший Горький в Нижний Новгород, будучи мэром в 1990-1991 годах, получил памятную медаль за безупречную службу.
Историческая справка: Сергей Павлов и его рекордные выходы в высшую лигу
Нижегородская "Волга" признана банкротом
Валерий КАРАПЕТЯН.
Интересно. Почаще своих статей.
Бан пользователя