Пахарь: "Старков вспоминает время в "Спартаке" с положительными эмоциями"

Вместе с бывшим главным тренером сборной Латвии Александром Старковым в гости к ЦСКА приехал знаменитый в прошлом нападающий "Сконто" и "Саутгемптона" Марьян Пахарь, которого хорошо помнят и в России. Сейчас он возглавляет латвийскую национальную команду.

– Со Слуцким мы познакомились только здесь, хотя идея назрела давно. Слуцкого хорошо знает Александр Петрович Старков. Еще с тех пор, когда они возглавляли соответственно "Москву" и "Спартак". Контакт у них с Петровичем был. Так мы и договорились о поездке. Тем более что Старков сейчас вернулся в сборную Латвии.

– В каком качестве?
– Тренер. Со мной в команде. ЦСКА находится на сборах, ситуация спокойная, есть время пообщаться, не оказывая на команду давления. Слуцкий очень открытый человек! Нас приняли радушно, вокруг воспитанные и приветливые люди. Приятно находиться.

– С какой целью вы приехали?
– Прежде всего, конечно, интересует выступающий за ЦСКА Саша Цауня. Тренер сборной должен быть в контакте с игроками. Поскольку я освобожден от клубной работы, все свое время посвящаю общению с футболистами и тренерами, под чьим руководством они играют. Во-вторых, такие поездки полезны для самообразования. Смотрю различные стили, методики, узнаю много новых вещей. И само собой – мнения об игроках. Мне хотелось узнать, как Цауню оценивает Слуцкий, на какой позиции видит.

– Цауня часто получает травмы и редко играет. Вы наверняка этим взволнованы.
– Так потому он и играет редко, что часто получает травмы. Точнее, травм-то немного – она, по большому счету, одна. Естественно, я обеспокоен. Цауня – определяющий игрок для нашей сборной. Я возглавляю ее два с половиной года и из них, наверное, два Саши не было. Без него Латвия – другая команда. Если ЦСКА способен восполнить такую потерю, то для нас ценен каждый игрок высокого уровня, мы не можем легко обходиться без лидера.

– Цауня приходил в ЦСКА в 2011-м как левый атакующий полузащитник. Но Слуцкий ставит его опорником, а в минувшем декабре против ПСВ Саша вышел аж левым защитником. Где его место?
– Цауня – универсал. Мы в принципе живет в модернизированном футболе, и чем универсальнее игрок, тем важнее он для тренера. Футболисты в наше время легко меняют позиции, перестраиваются. Я говорил о Саше со Слуцким. Он его видит в менее креативной позиции, в опорной зоне. Но, может, это потому, что ЦСКА обладает набором исполнителей в "верхней части". У нас ситуация другая. Цауня способен забить гол, отдать острый пас в финальной части поля, исполнить момент. Для меня, тренера сборной, он атакующий игрок.

– Если травмы перестанут преследовать Александра, он сумеет выгрызть место в стартовом составе армейцев?
– А я бы не сказал, что он на подхвате. Когда Саша обходился без травм, он входил в обойму из 15 человек, из которых любой может выйти в основном составе. Но травмы мешают. Кто будет ставить не полностью готового игрока? Я надеюсь, все сложится хорошо. Потенциал есть, сто процентов. Иначе бы Саша не был в ЦСКА.

– Цауня – сильнейший латвийский футболист прямо сейчас?
– Безусловно, он один из самых талантливых и ярких. Но в полной мере не раскрыл потенциал, в том числе и в сборной. Мы надеемся, это произойдет. Ему нужна стабильная практика. У нас есть и другие игроки, которые тащат на себе воз в сборной, ее лидеры.

– В российском футболе нет игроков сборной Латвии кроме Цауни и защитника Зюзина в "Газовике". Почему латвийцев не зовут в Россию?
– Таланты у нас есть. Все трудоустроены. Не забывайте, что в России латвийцев считают легионерами. Тренерам, возможно, проще взять на "иностранное место" бразильца, более креативного игрока. У нас ребята дисциплинированные, но не такие виртуозы, как латиноамериканцы. А рекомендовать кому-то кого-то с моей стороны неправильно. Сильный свое место найдет. Не Россия – так пускай будет Голландия, Польша, Англия. Вот у нас Денис Ракель подписал контракт с "Редингом", проявив себя сначала в латвийском, а затем польском чемпионате, в "Краковии", став там одним из лучших бомбардиров. И заработал себе отличный контракт в одной из сильнейших лиг мира.

– В каком состоянии находится высшая лига Латвии? Какие бюджеты у клубов?
– Не могу спекулировать на счет бюджетов. Невысокие. Ниже среднего европейского уровня. И бюджеты, и зарплаты, и инфраструктура, и результаты…

– Средний европейский уровень – это где?
– Швеция, Норвегия. Вот у нас – чуть пониже.

– Самая свежая цифра российского футбола: зарплата Кокорина – 3,5 миллиона евро в год. Сколько получают в ведущих клубах Латвии?
– Несколько тысяч евро в месяц. Но не все. Кто-то еще меньше.

– Хоть какой-то клуб соответствует уровню РФПЛ?
– Есть "Сконто", "Вентспилс", "Елгава" и "Лиепая", где президентом стал Марис Верпаковский (другой знаменитый форвард звездного латвийского поколения, автор единственного гола страны на Euro-2004, лучший снайпер в истории сборной). ФК "Лиепая" в 2015-м стал чемпионом и играл в хороший футбол, в составе есть сборники, два приличных аргентинца. Вот эти четыре команды где-то там рядышком могли бы быть.

Трудно сравнивать с вашей премьер-лигой, потому что матчей российских команд я вживую-то и не видел. Хотя вот я посмотрел на ЦСКА (матч с "Динамо" из Загреба, разговор с Пахарем состоялся до встречи армейцев с "Волеренгой", которую Марьян тоже посетил). Я в диком восторге! Поверьте, я много чего видел, мне есть с чем сравнивать.

Несмотря даже на то, что ЦСКА не победил и явно играл не на том максимуме, который показывает в матчах с "Зенитом", "Вольфсбургом", "МЮ". Ошибки-то были. Они есть у всех. Любой тренер всегда найдет у своей команды минусы, незаметные посторонним. А я получил удовольствие, наблюдая за качествами футболистов. Уровень очень высокий. Все обученные, быстрые, резкие. Нам, латвийцам, этого не хватает – мы немножечко монотонные.

– Самая знаменитая история – ваш гол на "Олд Траффорде", где вы прокинули мяч Япу Стаму "в домик". Фотография этого эпизода, я читал, висела на видном месте на старом стадионе "Саутгемптона", а потом вы забрали ее домой и повесили на стену.
– Меня всегда спрашивают: "Это ваш самый красивый гол!" Я говорю: "Нет". "Вы в полной мере раскрыли потенциал?" "Нет". "Помешали травмы?" "Да".

– Правда, что вас после того гола собирались пригласить в "Манчестер Юнайтед", или все оставалось на уровне разговоров?
– Если чего-то не произошло, это всегда остается слухом. Но мне наш тогдашний и.о. главного тренера Стюарт Грей говорил об этом. Они были знакомы с сэром Алексом. Фергюсон лично интересовался, спрашивал обо мне. Говорили, "МЮ" за мной наблюдает. Хотя как знать, может, просто тем самым подогревали меня. Я недавно видел Фергюсона в Санкт-Петербурге на огромной тренерской конференции. Тогда еще сборную России возглавлял Капелло. Так вот, мы пообщались с Фергюсоном минут 10-15. Но он мне ничего не сказал по поводу перехода. Так что трудно сказать (смеется).

– "Ковентри" давал за вас 6 миллионов фунтов, "Ньюкасл" – 10 миллионов. Очень много по тем временам.
– Было. "Ньюкасл" точно, мне Гленн Ходдл сам об этом говорил.

– Почему вас не продали?
– Дословно? Ходдл сказал "Ньюкаслу" "fuck off". Примерно так, ха-ха. Да и мне было комфортно в "Саутгемптоне". Я не большой любитель перемен. А потом полетел голеностоп. Сделали три операции – неудачно. На год выпал. Мобильность до сих пор не вернулась. Голеностоп до конца не гнется.

– Там же была врачебная ошибка. Ваша яркая цитата из интервью двухлетней давности: "Я весь мир объездил. Был во Франции у врача, к которому Дель Пьеро с Роналдо прилетали на частном самолете. Он говорит: "Не переживай, сейчас все сделаю". Сделал чик-чик и сказал, что я здоров. Выхожу на тренировку, дикая боль. Поехал к голландцу, который читает лекции всем хирургам в мире, светило. Он посмотрел, покрутил и сказал завершать карьеру"…
– Да, диагноз поставили неверно. Прооперировали – начало болеть. Один раз, другой… Только после третьей операции кое-как начал восстанавливаться. Нахимичили. А может, организм такой, не выдерживал нагрузок. В любом случае, я не жалею о том, как сложилась карьера. Ну да, наверное, мог оказаться в "МЮ" – и стал бы для болельщиков изгоем. А так остался на всю жизнь своим человеком в "Саутгемптоне". Получаю кучу писем. Друзья рассказывают: "Вчера была игра, и на стадионе пели твое имя на трибуне, потому что когда-то ты этой команде забивал". Ради этого стоило заниматься футболом.

– В интернете пишут, в детстве вы болели за "Спартак".
– Не то чтобы болел. Я родился в Украине (в поселке Чернобай Черкасской области), и скорее киевское "Динамо" было тем клубом, который притягивал. Но нравился скорее спартаковский стиль. Игре красно-белых я правда симпатизировал.

– У вас когда-нибудь были предложения от "Спартака"?
– Нет. А из российских клубов приглашали в московское "Динамо". "Сконто" с ними играл в еврокубках, мне удалось забить три гола в двух матчах. Потом пошли звонки. Примерно за год до моего отъезда в "Саутгемптон".

– Почему не срослось?
– Дело было не во мне. Я-то хотел. Но верил тренеру и президенту. Те говорили: во-первых, это предложение не интересно в рамках бизнеса, а во-вторых, не спеши, подожди, будет у тебя через год Англия. Я особо не шумел. И действительно, как мне и обещали, вскоре уехал в топ-чемпионат. Старков меня целенаправленно готовил к английской премьер-лиге! Постоянно дополнительные тренировки. Меня "точили, "точили", "точили". И выточили.

– Во время Euro-2004 у вас со Старковым возникло сильное недопонимание, конфликт. Но потом вы рассказывали: "Когда сам стал тренером, понял логику Старкова".
– Обычная ситуация: игрок – тренер. Тут скорее не конфликт, а игровой эгоизм. Каждый хочет выходить на поле, особенно если ты опытный, немолодой. Я был такой. Не попадал в состав на чемпионате Европы и, естественно, испытывал недовольство, обиду. Но потом мы с Петровичем много говорили об этом. Он не просто сделал – он объяснил. А когда я сам стал тренером, понял его мотивы. Я был после травмы, год вообще не играл. В сборной сложилась обойма – зачем тренеру ее менять?

– У вас близкие, доверительные отношения со Старковым. Вы с ним наверняка обсуждали период в "Спартаке". Насколько тяжело Александр Петрович перенес ту давнюю историю и отставку?
– На эту тему мы общались совсем мало. Я ни одного дурного слова от Старкова не слышал про "Спартак". Только хорошее. Он вспоминает то время с положительными эмоциями.

– Как думаете, не случись знаменитого интервью Дмитрия Аленичева про тупик, Старков бы сделал "Спартак" чемпионом?
– Мне сложно судить. Ситуации с Аленичевым мы не касались, не в курсе, что там было. Я знаю, что до второго места со Старковым "Спартак" несколько лет ничего добиться не мог. Александр Петрович – специалист высочайшего уровня, сомнений никаких. Что не сложилось, почему не задержался подольше – там много разных факторов сыграло роль.

– Аленичев теперь тоже молодой тренер. Следите за его карьерой?
– Нет. Мы не знакомы. Я и за российской лигой слежу отчасти. Пристально наблюдаю, естественно, за ЦСКА из-за Цауни. "Зенит" в Лиге чемпионов, другие команды в еврокубках. Скорее у меня сложились отношения с БАТЭ, я несколько раз ездил туда на стажировку. Мы прекрасно знакомы с Виктором Гончаренко.
Оценить новость
Бонусы букмекеров
Комментарии Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
Пока комментариев нет, напишите первым!
Новости
Сегодня, 19 Апреля
Все новости
Рекомендуем