"Я не воровал деньги, но часто крал яблоки из соседских садов". Как пройти путь от бандитских трущоб до лучшего игрока сборной

Это сейчас за его спиной почти двадцать лет успешной футбольной карьеры, выступления в четырех европейских странах и знание пяти языков. А мог ли мальчик из кейптаунских трущоб, воровавший яблоки на фермах, вообразить, что жизнь поведет его таким путем? Наверное, только в самых-самых смелых мечтах ему представлялось нечто подобное. Шанс воплотить такие мечты в реальность бывает, как правило, один на миллион, и Бенни Маккарти за него ухватился. В интервью журналу «FourFourTwo» он рассказывает о сложном детстве, знакомстве с Европой, конфликте со сборной и о людях и событиях, сделавшим его таким, каким он есть сейчас.

 

«В Кейптауне было полно банд, но все зверства прекращались в воскресенье ради нескольких часов футбола. В понедельник, конечно же, все продолжалось заново»

 

Началась эта история в Кейптауне, в районе Кейп-Флетс, населенном бандитами и наркоторговцами, – здесь нужно быть сильным просто для того, чтобы выжить. Но у кейптаунских гангстеров было еще одно более безопасное увлечение, чем оружие и наркотики – футбол. «В Кейптауне было полно банд, но все зверства прекращались в воскресенье ради нескольких часов футбола. В понедельник, конечно же, все продолжалось заново», - вспоминает Бенни Маккарти. Благодаря своей виртуозной игре он быстро завоевал уважение, обойдясь без причастности к наркотикам и участия в разборках. Многие из его друзей уже погибли на улицах Кейптауна, а некоторые поднялись очень высоко, но о такой жизни Бенни Маккарти даже и думать не хочет.

 

«Гэвин был моим другом детства и всегда был маленьким тихоней. Я был звездой футбола в школе, и он постоянно зависал со мной, чтобы его не трогали другие. В шестом классе он резко вырос и перестал быть маленьким и беззащитным. Затем он связался с плохими ребятами и стал самым настоящим наркобароном. Спустя несколько лет я встретил его младшего брата и тот сказал мне: «Гэвин всем о тебе рассказывает; он рад был бы, чтобы вы увиделись». Во время своей следующей поездки в Кейптаун я его навестил. Знаете, я на тот момент зарабатывал просто огромные деньги в футболе, но не мог себе и близко позволить такого особняка. Это было как из бандитского фильма – огромное имение с ротвейлерами во дворе и повсюду телохранители с оружием наперевес. Маленький худенький мальчик превратился в большую шишку. Он по-прежнему остался мне другом, но такая жизнь не для меня – я не хочу иметь подобное богатство и постоянно оглядываться по сторонам и опасаться за свою жизнь».

 

В прессе часто пишут, что в детстве Бенни Маккарти был карманным вором в метро Кейптауна, на сам футболист это отрицает: «Я не воровал деньги у людей, но часто доводилось красть яблоки из соседских садов или ферм. Мы садились на поезд за город и привозили оттуда полные сумки фруктов. Если хозяину фермы удавалось поймать кого то, он обычно надирал задницу таким, как я, и на этом все заканчивалось. Меня, правда, редко ловили – я был слишком быстрым», – говорит Бенни.

 

Однажды со своей любительской командой «Красейдерс» он принимал участие в любительском турнире среди гангстеров, где, по стечению обстоятельств, находился главный тренер «Севен Старз» - команды из второго дивизиона южноафриканской Премьер-лиги. Его просто поразил мальчик, забивший четыре гола в течении пятнадцати минут, и уже через три дня Бенни Маккарти был выкуплен у команды «Красейдерс» за два комплекта футбольной формы.

 

Позже футбольный клуб «Севен Старз» слился с «Кейптаун Сперс», чтобы сформировать кейптаунский «Аякс», фарм-клуб для голландского «Аякса». Голландцы заметили молодого игрока и в сезоне 1997-98 пригласили его к себе. «Приспособиться к жизни в Амстердаме было чрезвычайно сложно. Я пришел из совершенно другого мира – мира, где выживает только сильнейший. А здесь все разложено по полочкам, все строго, четко и делается вовремя. Меня удивляла даже пища. Я привык только к маминой вкуснейшей курице Карри, а в Амстердаме блюда пугали меня одним только названием еще до того, как я их видел.  Но жизнь стала намного проще многим благодаря изучению голландского языка. Я занялся этим из уважения к людям, которые платили мне зарплату (Бенни свободно владеет пятью языками – прим. переводчика). Им нравилось, когда я разговаривал по телевизору на их языке. Я бы каждому футболисту посоветовал изучать язык и культуру страны, в которой он играет – это вас сильно выручит» - говорит Бенни Маккарти.

 

Знаменитые амстердамские улицы красных фонарей стали еще куда большим потрясением, чем европейская пища. «Мои глаза буквально выскакивали из орбит, когда я смотрел на практически обнаженных девушек, словно из обложек журнала, которые выглядывали из окон и звали меня. В Кейптауне, стоило тебе заговорить с женщиной, ты был прогнан, как паршивый пес, а здесь женщины сами тянулись ко мне, пока я прогуливался улицами, - говорит Бенни. - Амстердам очень либеральный город. Я любил гулять по его улицам, хоть нередко приходилось заблудиться. Тем не менее, это очень безопасный город. Из каждого здания исходил запах марихуаны, но я никогда к ней не прикасался».

 

После удачного сезона в «Аяксе», где он забил 9 голов в 16 матчах, многие европейские гранды хотели заполучить его, но по стечению обстоятельств, он оказался в ничем не выдающейся испанской «Сельте». «Я очень хотел играть в Англии и мог перейти в «Тоттенхэм», но мой агент убедил меня, что в Испании самые сильные клубы, да и в целом жизнь лучше. Мне следовало бы больше узнать самому. Я и не подозревал, насколько сложно будет выучить испанский, а в «Сельте» никто не разговаривал на английском», - вспоминает Бенни все сложности адаптации. Ему даже не предоставили переводчика и только через восемь месяцев, когда он самостоятельно выучил испанский, он смог нормально общаться с одноклубниками и понимать тренерские указания. «Мои одноклубники учили меня плохим словам. К примеру, они говорили, что какое-то слово значит «хороший парень», а на самом деле, оно обозначало «мудак». На протяжении двух недель я обзывал людей по всему городу мудаками!»

Реклама


 

«Жизнь в Виго сделала меня взрослее. За меня заплатили немалые деньги, и из-за этого я был под постоянным давлением. Меня часто критиковали, и это было чуть ли не впервые в моей жизни. Но потом фаны «Сельты» меня полюбили, во многом благодаря забитым мячам в ворота их главного соперника «Депортиво»».

 

«В футболе Моуринью – Майк Тайсон. Ему нет равных»

 

Но в составе «Сельты» он закрепился ненадолго. Вскоре его отдали в «Порту», которым руководил тогда Жозе Моуринью, и португалец сразу же сделал на него ставку. В «Порту» Бенни отметился 12 голами в 11 матчах, но «драконам» не сразу удалось его выкупить. Сделать это они смогли только перед стартом легендарного для «Порту» сезона 2003-04. Под руководством Жозе Моуринью он сразу же стал лучшим бомбардиром чемпионата Португалии, забив 19 голов. Бенни вспоминает это время как лучшее в своей карьере, а Жозе Моуринью остается для него идеалом: «В футболе он – Майк Тайсон. Ему нет равных. Это без сомнения, самый лучший тренер в мире: самый опытный и самый образованный и самый талантливый».

 

Лига чемпионов 2003-04 была для «Порту» просто феноменальной, но у самих игроков были смешанные чувства. «Это, безусловно, был важнейший момент в карьере каждого из нас, - вспоминает Бенни. – Но праздник был немного грустным, поскольку Моуринью с нами не было. Он должен был уехать в «Челси» и в клубе об этом знали. К сожалению, фанаты тоже знали, а это значило, что ему угрожала опасность. Сразу же после победы он бросил свою медаль в толпу и подошел к нам. Он просто сказал, что приятно было с нами поработать, и попрощался. Он также хотел, чтобы некоторые из нас последовали за ним». Это уже позже Особенный узнает, что в «Порту» отказались продавать игроков к нему в «Челси».

 

По окончанию сезона Бенни Маккарти был в шаге от перехода в «Эвертон». «Мне оставалось только поставить подпись под контрактом, но новый тренер «Порту» захотел, чтобы я остался, так как я был главным бомбардиром команды», говорит Бенни. - По иронии судьбы новым тренером «Порту» стал мой старый тренер из «Сельты» - Виктор Фернандес. Мы с ним и тогда не ладили, а в «Порту» все стало еще хуже».

 

Реклама


В 2006-ом Бенни Маккарти перешел в английский «Блэкберн», но играть на Туманном Альбионе он мечтал задолго до этого. «Я всегда хотел играть в Англии. Я бы лучше выбрал «Эвертон», нежели «Реал» Мадрид. В Южной Африке, где я вырос, не существовало испанского футбола. У меня были возможности перейти в «Манчестер Сити», «Мидлсбро», «Вест Хэм», «Тоттенхэм», «Ливерпуле» и даже в шотландский «Рейнджерс». Когда ничего из этого не вышло, у меня появилось ощущение, будто меня прокляли, чтобы я никогда не смог заиграть в Англии. Когда ко мне обратились агенты из «Блэкберна», я поговорил с Моуринью. Так как в «Порту» тогда не соглашались продавать ему игроков в «Челси», он мне посоветовал: «Переезжай в Англию и проведи хороший сезон. Если я увижу, что ты все еще тот, которым был в «Порту», я тебя заберу». Я хорошо отыграл за «Блэкберн», которому достался всего лишь за 2,5 млн. фунтов, но они отказались продавать меня в «Челси». После того, как не удалось перейти в «Челси», моя карьера оказалась туманной».

 

«Каррен Брэйди – это настоящий дьявол в юбке»

 

В 2010-ом Бенни Маккарти перешел в «Вест Хэм Юнайтед», где и произошел значительный спад его карьеры. За год он провел всего лишь 13 матчей, не забив ни единого гола. В клубе это объясняли его лишним весом, а тогдашний тренер «Вест Хэма» Сэм Эллардайс неоднократно штрафовал его за  то, что не мог похудеть. Сам же Бенни объясняет, что проблема была в другом: «Я весил 85 килограммов, но чувствовал себя абсолютно нормально. Находясь в этом весе, я забил много голов за «Блэкберн». Сэм Эллардайс постоянно говорил мне, что я должен весить 80. Но я же не был толстым. Мой вес был 80 килограммов еще в «Аяксе», когда я был практически ребенком. Не могу же я весить столько же 12 лет спустя. Он просто вбил себе в голову, что я должен весить 80 килограммов».

 

Отношения Бенни с руководством клуба были не самыми приятными. Ему были обидны публичные заявления руководства о его лишнем весе, которым те объясняли все неудачи игрока, а Каррен Брэйди, вице-президента «Вест Хэма», он даже назвал «настоящим дьяволом в юбке» он даже назвал «настоящим дьяволом в юбке». «Я подписываюсь под каждым своим словом. Я не могу осудить ее как руководителя клуба, ведь во многом благодаря ей «Вест Хэм» сейчас на высоте, но терпеть публичные оскорбления я тоже не стану. Не смотря на все это, я ничуть не жалею, что играл за «Вест Хэм». Это великий клуб с потрясающими болельщиками».

 

После неудачного сезона в «Вест Хэме» Бенни вернулся туда, где все и начиналось – в Южную Африку. «Мне казалось, что правильно закончить карьеру там, где ее начинал. Я знаю, что играл хорошо, знаю, что приносил удовольствие людям, я был лучшим бомбардиром, мы выигрывали трофеи. Как же это было круто!»

 

«Я люблю футбол. Я хочу отблагодарить игру, которая дала мне все»

 

Реклама


У Бенни Маккарти были непростые отношения с национальной командой ЮАР. Хоть он и до сих пор является лучшим бомбардиром в ее истории, его не раз обвиняли в недостаточном патриотизме. «Нередко приходилось выбирать между выступлениями за клуб и за сборную, и я выбирал первых. Ведь если бы я участвовал во всех товарищеских матчах за национальную команду, я бы попросту забывал играть за свой клуб. Клубы часто требовали не играть за сборную и я подчинялся. Я всегда отдавал им предпочтение, поскольку они платили мне зарплату еженедельно. Я хотел играть и за тех и за других, но это было невозможно, и меня обвиняли в том, что я отвернулся от национальной сборной», - объясняет Бенни, который пропустил домашний мундиаль из-за этих разногласий. – «Я был опустошен. Это был первый чемпионат мира в моей стране – первый во всей Африке – а меня там не было. Но я все равно горжусь своей страной и тем, как она провела чемпионат мира 2010».

 

Не смотря на сложные взаимоотношения со сборной, он гордится тем, что стал лучшим ее бомбардиром. «Я с удовольствием осознаю, что я прошел путь от бандитских трущоб до звания лучшего бомбардира сборной и первого игрока, забившего на чемпионате мира за национальную команду ЮАР – неплохая история, чтобы рассказать внукам, не правда ли?»

 

В возрасте 35-ти лет Бенни Маккарти официально завершил карьеру и перебрался на родину своей жены в Шотландию. «Моя жена хотела жить в Эдинбурге, где живут ее родители, и мне ничего не оставалось делать, как согласиться. Она уже достаточно путешествовала со мной», - объясняет Бенни. В Шотландии он решил начать тренерскую карьеру, в чем ему помог Нил Леннон, работавший тогда в «Селтике». Именно он сделал Бенни Маккарти своим помощником.

 

«Я работал под началом таких именитых тренеров как Луи ван Галь, Жозе Моуринью, Ко Адриансе, Марк Хьюз и Сэм Эллардайс – я многому у них научился, - говорит Бенни Маккарти. – Я хочу стать тренером и добиться в этом успеха. Сейчас я собираюсь получить тренерскую лицензию УЕФА – В. Как только я это сделаю, буду работать, чтобы получить лицензии А и Pro. Я хочу остаться в футболе, потому что я люблю футбол. Я хочу отблагодарить игру, которая дала мне все».

 

Перевод и адаптация Надежды Кнюх

👍 9
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0
Бонусы букмекеров
Комментарии (2) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
04 Августа 2015 в 14:20

..., а Жозе Моуринью остается для него идеалом: «В футболе он – Майк Тайсон. Ему нет равных. Это без сомнения, самый лучший тренер в мире: самый опытный и самый образованный и самый талантливый».

_______________________________

О, как поет дифирамбы в адрес страдающего синдромом нарциссизма.

А вот некоторые цитаты его хвеличиства:

"Беря во внимание все мои достижения, я считаю себя великим тренером".

"Особенным меня делает то, что я выше всего этого дерьма. Вы считаете, что меня тревожит то, что пишут некоторые? Мне абсолютно все равно".

04 Августа 2015 в 12:41

Хорошая статья,только Эдинбург пишется вот так.

Новости
Сегодня, 23 Апреля
Все новости
Рекомендуем