Карпин: "Я просил Черчи, Широкова, Ерёменко, Ярмоленко, а не Эберта"

Бывший главный тренер "Спартака" Валерий Карпин поговорил на множество тем: ситуацию в красно-белых клубе и команде, перспективы Дмитрия Аленичева и Унаи Эмери, качества Дзюбы и Месси и многое другое.

– Клопп объявил об уходе из "Боруссии". Она в ваши планы случаем не входит?
– В мои планы может входить все что угодно, но это не значит, что меня хотят видеть.

– Если бы вам предложили должность второго тренера, пошли бы?
– Смотря к кому.

– Что-то изменилось за год в российском футболе? Уровень игры, степень накала борьбы? Какие матчи из увиденных понравились?
– Ничего особо не изменилось. Что касается матчей, то есть лучше и хуже, интересные и не очень. Как в любом чемпионате. Понравилась игра ЦСКА – "Динамо". Встреча "Краснодар" – "Кубань" получилась неплохой.

– "Краснодар" сейчас многие сравнивают со "Спартаком" 90-х. Говорят, он похож на него больше, чем сам "Спартак". Разделяете эту точку зрения?
– По отдельным матчам трудно делать заключение, но, судя по игре "Краснодара" с "Кубанью", а также матчам "Спартака", так можно сказать.

– Не складывается впечатления, что красно-белые просто физически не готовы? Во вторых таймах команда встает.
– Любите вы сразу делать выводы, не зная обстановки. Да и я не знаю, что там творится. Очень просто сказать: физически не готовы. Не бывает такого! Я не могу разделять физическую готовность с психологической. Все связано с головой. Если она хочет, то ноги могут. Есть миллион примеров, как в клуб приходит новый тренер – и команда начинает бежать, хотя за три-четыре дня физическую готовность не подтянешь.

– Разве не может быть такого, что команда так проводит подготовительный период, что впоследствии безо всякой психологии оказывается неспособной играть вторые таймы?
– Любой футболист, который в январе-феврале и немного в марте тренируется хоть как-то в поддерживающем режиме, да еще играет какие-то контрольные матчи, будет готов на 70-80 минут.

– На 70-80 как раз и хватает…
– Если проблема в этом, то за две недели это можно подтянуть.

– Вам видно со стороны, что у спартаковских игроков сейчас не горят глаза?
– В тех матчах, что довелось посмотреть, не увидел понимания того, что они должны делать на поле.

– Владелец клуба сравнил Давыдова с Месси. Вы видите у него прогресс по сравнению с тем, что было при вас?
– Он как был футболистом с задатками, которые можно развивать, так и им остался.

– А не может ли громкая оценка со стороны Федуна повлиять на развитие молодого игрока?
– Все зависит от человека. На одних влияет, на других нет. А Давыдову пока рановато выходить в основном составе "Спартака". Одно дело появляться на 15-20 минут, когда все устали, другое – с самого начала. У Давыдова хорошие данные точно имеются, но от того, что в 20 лет он купил машину и его уже личный шофер возит, возможно, "крыша" немного и поехала.

– С Кротовым и Тимофеевым та же ситуация?
– Они тоже одаренные ребята, но как себя проявят, пока вопрос.

– Словом, будь вы сейчас главным тренером, Давыдов с первых минут вряд ли выходил бы?
– Не могу ответить категорично, потому что не вижу его на тренировках. Может, и выходил бы, но тут многое зависит и от его конкурентов в нападении.

– Вы Дзюбу осуждаете за уход из "Спартака" или понимаете его позицию?
– Красиво или некрасиво он поступил? Завтра вам предложили на другом месте работы условно на миллион рублей больше… Каждый решает свою судьбу. Главное – как Дзюба сам воспринимает происшедшее.

– То есть имя "Спартака" в наши дни уже не имеет никакого значения?
– Для кого-то не имеет, а для кого-то оно важно.

– В том составе, с которым работали вы, были люди, для которых "Спартак", ромбик, красно-белые цвета не пустой звук?
– Естественно. И кто-то при равных условиях останется в "Спартаке". Но дадут на тот самый условный миллион больше – уйдут.

– Вопрос, куда переходить. Вы уезжали в Европу, а Дзюба перешел к "заклятым врагам".
– Это наша российская ментальность. Из "Милана" в "Интер" переходят пачками, в обратном направлении – тоже. Тот же Луис Энрике сменил "Реал" на "Барселону", Фигу менял прописку.

– Их всех проклинали болельщики.
– Луиса Энрике – нет, Фигу – да. И только потому, что португалец за неделю до перехода поклялся болельщикам "Барсы", что никогда в жизни не будет играть в "Реале". Если бы промолчал и перешел, такого негатива не было бы. Опять же, все зависит от футболиста: если переходит обычный игрок, то ничего страшного.

– В "Зените" Дзюбе будет сложно?
– Я же не провидец. Если захочет, то сможет играть. Потенциал у него есть. Возможно, питерцы купят завтра еще кого-то. Например, Месси. Вот у него Артем конкуренцию не выиграет.

– У вас достаточно богатый опыт не только тренерский, но и управленческий. Как с точки зрения клубного менеджмента выглядит вся эта история: Дзюба уперся и бесполезно было что-то делать?
– Я же не знаю ситуацию. Вы меня спрашиваете о вещах, в которых нужно быть в теме, внутри клуба.

– Правда, что Дзюбе предлагали продлить соглашение еще полтора года назад? Вы же тогда еще были в команде.
– Какое-то предложение было, когда он уходил в "Ростов". Насколько помню, он отказался.

– То, что он сейчас ругает "Спартак" – обида? Имеет ли он право?
– У нас свободная страна, все имеют право высказываться. Вы же тоже говорите обо всем. Правильно или нет – другой вопрос.

– При этом Дзюба не отрицает, что он спартаковец. Как одно сочетается с другим?
– Вот вы и совместите. Вы – журналисты, давайте оценку. Вы же, наверное, примерно знаете, что предлагали "Спартак" и "Зенит". Посчитайте, сколько стоит преданность родной команде.

– Есть мнение, что каждый тренер формирует стиль игры исходя из возможностей футболистов. Вы видите в нынешнем "Спартаке" атакующий потенциал?
– Конечно! Эти ребята играли в комбинационный атакующий футбол. Нравился он или нет – вопрос другой. В том году не было Глушакова, Чельстрема, Хурадо, Тино Косты? Все они играли в центре. "Спартак" сделал хорошее приобретение в лице Промеса. Джано разве не может играть в комбинационный футбол? Паршивлюк, Комбаров, центральные защитники тоже были в прошлом сезоне в команде. Тогда о чем разговор? В том сезоне они играли так, в этом… Но по трем матчам судить не берусь.

– Выходит, Якин формирует стиль исходя из собственных убеждений?
– Сделайте выводы сами, я уже разложил все по полочкам. Понятно, что "Мальорка" не могла играть так, как "Спартак", владея мячом 70 процентов времени. Футболисты не того уровня. Поэтому действовали на контратаках. В этом и заключается задача тренера – разобраться в исполнителях, предложить им подходящий стиль игры для того, чтобы выжать из них максимум.

В прошлом сезоне "Спартак" ведь играл иначе, чем в предыдущих чемпионатах при мне. Потому что появились игроки нужного уровня и стиля. Нравилось или нет, но результат был налицо. В осенней части отставали от лидера на одно очко, тут придумывать ничего не надо – открыли таблицу и посмотрели.

– Вам так и не удалось найти общий язык с Макгиди. Как думаете, это вообще было возможно?
– Часто только время может доказать чью-либо правоту. Макгиди ушел в "Эвертон", сколько он там сыграл матчей? По потенциалу в "Спартаке" было два футболиста выше всех на голову – Макгиди и Квинси. Они могли и умели всё, но не использовали свой талант.

– А как же Алекс?
– Он раскрыл себя на все 100. Но те двое по своим данным намного сильнее.

– Не обидно, что время Алекса в команде получилось таким коротким?
– Он человек набожный, семья для него важнее всего. У жены была сложная беременность. Без родных Алекс только половина себя. Приходилось его отпускать, вместо подготовки к играм он летал туда-обратно. Поэтому пришлось расстаться.

– Широкова смогли бы вписать в команду лучше, чем Якин?
– Не знаю. Кому-то Широков нужен, кому-то нет. Все зависит от того, что ты хочешь от "Спартака". Я в свое время просил купить Романа, но его не взяли.

– После пикировки с Федуном есть у него будущее в "Спартаке"?
– Если Федун будет в клубе то, думаю, что нет.

– Федуну свойственно ставить на спортсменах крест?
– Нет, не свойственно.

– Как вы объясните дикую фразу о вас как о "сбитом летчике"? После пяти лет доверия и нормальных отношений такой выплеск со стороны главы клуба.
– Что-то же нужно было сказать... Ну надо же было придумать про 250 миллионов, потраченных на трансферы! Любой нормальный человек посчитает, что даже половины этой суммы не было израсходовано за 5-6 лет.

– Но такая характеристика стала неожиданностью?
– Зная Федуна – нет. Надо же было как-то оправдываться. Он может залепить, а через две минуты забыть. Та же фраза про тренера, от которого успех команды зависит только на 10 процентов – он уже и забыл про нее, завтра скажет что-то еще.

– А как это в нем совмещается: вроде бы серьезный бизнесмен, а эмоции как у фаната?
– Футбол – это эмоции. К сожалению или к счастью. К сожалению, мало руководителей в футболе принимают решения не на эмоциях, а все взвешивает.

– После той заочной перепалки общались с Федуном?
– Нет.

– Возможен ли в ближайшее время выход "Спартака" из кризиса?
– Все возможно теоретически. Но это непросто сделать. Почему "Спартак" должен и обязан стать чемпионом?

– Потому что это "Спартак"…
– Хорошо. А еще какие предпосылки?

– Богатая клубная история.
– Вот именно. Но за счет истории не побеждают! Если "Барса" или "Реал" подкрепляли свои амбиции только историей, не думаю, что они что-то выиграли бы. Бывают исключения из правил – "Эйбар" с самым маленьким бюджетом во втором дивизионе – 2 миллиона евро – вышел в примеру. Сколько еще таких примеров? "Атлетико" в 90-х годах выигрывал чемпионат и Кубок. Но сколько времени прошло до момента их прошлогоднего титула.

– "Спартак" дважды обыграл "Динамо", один раз – ЦСКА, отнял очки у "Зенита". Что мешает показывать результат в матчах с командами из нижней части таблицы?
– Сейчас – не знаю. Не готов глубоко анализировать нынешний "Спартак", видел лишь последние три игры.

– Кстати, в 2009 году вы со "Спартаком" могли стать чемпионом. При этом бюджет был не самым большим.
– "Спартак" мог бороться за титул все эти годы? Да, мог. Но "может" и "обязан" – разные глаголы. Вот "Зенит", учитывая возможности, обязан. "Реал" и "Барселона" в Испании – тоже. А вот ЦСКА – нет, хотя может это делать за счет правильного руководства, хорошего тренера, точечных покупок.

– Чтобы бороться за титул "Спартаку" нужно увеличить бюджет?
– Не только.

– Федун не так давно сказал, что мечтает о времени, когда в "Спартаке" будут играть только свои воспитанники. Насколько это возможно?
– Они и сейчас могут играть. Возьмите из "Спартака"-2 Кротова, Тимофеева, Давыдова и других. А вот какой результат они будут давать – вопрос.

– Как вы относитесь к перспективе назначения Аленичева на пост главного тренера?
– Очень хорошо.

– Как думаете, он потянет?
– 50 на 50. Зависит от цели.

– Первое место.
– Значит, если не получится выиграть золото, то и вся работа насмарку? При мне "Спартак" первым не был, но вы сами говорите, что сейчас в сборной пятеро спартаковцев, было второе место, Лига чемпионов.

– Многие болельщики критикуют Якина, говорят, такой футбол смотреть невозможно. Ваш "Спартак" называли валидольным, и не всем он нравился. Но сейчас многие скучают по вашей команде. Как думаете, почему?
– Это болельщики, которые живут эмоциями – счастливы, когда команда выигрывает, расстроены, когда уступает. А вот когда эмоциями живут руководители клуба и в этом состоянии принимают какие-то решения, начиная от покупки игроков до увольнения тренера, это плохо во всех отношениях.

– За пять лет корите себя за какие-то ошибки?
– Естественно, промахи всегда есть. Но не ошибается тот, кто ничего не делает: то не того футболиста в состав поставишь, то с заменой ошибешься. Такие моменты в тренерской профессии неизбежны.

– То, что вы доверили в свое время место в воротах Джанаеву, а не Плетикосе, вас не мучает?
– А вы про лимит забыли? Если бы был Плетикоса, то не играл бы, скажем, Алекс или другой иностранец. Вместо него, допустим, Рыжков – и "Спартак" не забил бы столько. Ведь именно с Джанаевым мы до трех последних туров боролись за чемпионство. И никто ничего плохого про Сослана не говорил. И теперь, через пять лет, вы спрашиваете... До ошибки в матче с Украиной в Александра Филимонова никто не бросал камней. Случилась беда – и сразу заговорили, какой он плохой. Так что, не надо было до этого ставить Филимонова?

– Мы слышим от руководства "Спартака", что оно "наелось" тренерами-иностранцами и вот-вот пригласит российского специалиста. Какое значение имеет национальность тренера?
– Суть, наверное, не в том, кто тренирует – иностранец или россиянин. Главное – чего хочет от команды руководство. Тот же Галицкий ведь сказал, что ему не важно, какое место займет "Краснодар". Куда принципиальнее определенный стиль. И команда к нему стремится.

– Нужно ли иностранцу иметь в штабе россиянина?
– И у Лаудрупа, и у Эмери в штабе были российские ассистенты – Ледяхов у обоих, а у испанца еще и Попов. Но как раз про нарушение коммуникации с командой они и говорили.

– А в Испании с Эмери не пересекались?
– Нет. Он же в первом дивизионе работал, а я во втором.

– Как расценить слова Челоянца о том, что он в Якина никогда особо не верил?
– Не знаю. Судьбу Якина будет решать Федун.

– А вам не кажется, что Якин выглядит в "Спартаке" случайной фигурой? Где логика в его назначении?
– Вы у меня спрашиваете? Не знаю, кто продвигал его кандидатуру, кто был против. Меня в "Спартаке" уже не было. Наверное, этот вопрос лучше задать членам совета директоров.

– Рассматриваете в дальнейшем сотрудничество с Асхабадзе?
– Нет. Он – генеральный директор "Спартака", а я на данный момент – безработный. Какая связь?

– Но вам хотелось бы поработать вместе еще раз?
– Зачем водить вилами по воде? У нас сохранились дружеские отношения. Я этого не скрываю, но это еще ни о чем не говорит. Поддерживаю связь, например, и с Юрой Никифоровым, и с Витей Онопко, и с Димой Хохловым. Ну и что?

– Давайте сменим тему. Как вам со стороны видится ситуация с Кержаковым? Для вас очевидно, что Виллаш-Боаш его "душит" как ветерана команды, так как боится авторитетного человека?
– Не думаю, что Виллаш-Боаш кого-то боится. Наверное, Кержаков остается в запасе, так как сейчас, по мнению тренера, уступает по игровым параметрам другим нападающим. Любой тренер – не враг себе и выпускает на поле сильнейших.

– Время поколения футболистов, выигравших бронзу Euro-2008, уже закончилось?
– Еще нет, но подходит к концу. Прошло уже семь лет. А ведь на чемпионате Европы они уже были не 19-летними пацанами. Так что это нормальная ситуация.

– Акинфеев по-прежнему сильнейший голкипер страны или на него уже работает имя?
– Во-первых, не смотрю все матчи ЦСКА. Во-вторых, не слежу за всеми вратарями чемпионата России. Так что мне сложно судить. Да, Акинфеев ошибается. Но нельзя сказать, хуже ли он стал играть или лучше.

– Одно из самых светлых пятен в нынешнем "Спартаке" – Артем Ребров. Для вас его стабильная игра – откровение?
– Конечно же, нет. Задам встречный вопрос: а кто его брал в "Спартак"?

– Федун.
– Правильно (улыбается). Просто на тот момент у нас был Дикань. Потом под стиль нашей игры больше подходил Песьяков. Ребров же получил две серьезные травмы. Сейчас Артем – основной вратарь, находится в хорошей форме. Возможно, на линии он посильнее Песьякова, а в других компонентах уступает.

– Когда наступит время Митрюшкина?
– Ну и вопрос… Возможно, при мне он играл бы постоянно – или не играл. Может быть, встанет в ворота при другом тренере, вырастет в нового Акинфеева. Или никогда не заиграет. Никто же не знает.

– Не пора ли Реброва постоянно привлекать в сборную?
– Вопрос не ко мне.

– А вам самому интересно было бы поработать с национальной командой?
– Честно, даже не знаю. Вообще это не каждодневная работа на поле.

– В общем, вам ближе ежедневный график?
– Наверное, больше подходит моему характеру.

– Впереди домашний чемпионат мира. Согласитесь, это дополнительная мотивация встать у руля сборной?
– Конечно, престижно, но одновременно и ответственно. Говорить об этом сейчас бессмысленно.

– Но вас греет мысль, что в Карпина тогда верила бы вся страна?
– А толку? Мы что выиграем тогда чемпионат мира?

– Как вы относитесь к выкрикам с высоких трибун о том, что в 2018 году мы, как минимум, должны дойти до полуфинала?
– Так и отношусь – как к возгласам болельщиков.

– Удачей в 2018-м для нас стало бы...
– Давайте доживем и посмотрим, какая у нас будет сборная, в каком она будет состоянии. Теоретически рассуждать нет смысла. В 2018-м году, не дай Бог, может сломаться три-четыре футболиста основного состава. Или наоборот, все будут в полном порядке, в хорошей форме, тогда уже и можно будет ставить задачу. А как ее озвучивать за три с половиной года до турнира?

– Просто смены особо не видно. Поколение-2008 уходит в прошлое, а большого выбора молодых у Капелло нет. Поэтому костяк, видимо, будет примерно таким же, что и сейчас.
– Но кто-то может еще и появиться. Тот же Портнягин, например, наберет бешеную форму. Может ведь такое быть? Так и с другими футболистами.

– В Бразилии сборная сыграла в свою силу?
– Нет, конечно. Из этой группы надо было выходить. Так же, как и нам в 2002-м в Японии. Мы тогда сыграли в свою силу? Нет.

– А играли лучше, чем нынешняя команда?
– Не хочу сравнивать. На вкус и цвет товарищей нет. Но мы тогда тоже не выполнили задачу.

– Допускаете, что с сегодняшней игрой России может не попасть на Euro-2016?
– Может быть. Стопроцентной уверенности, что выйдем, нет.

– Не стоит ли вместо декларирования высоких задач и использования дорогостоящих иностранных тренеров сконцентрироваться на детско-юношеском футболе и направить в него средства?
– Это было бы правильнее.

– Вы когда-то говорили, что не исключаете работу футбольным чиновником. Потом все-таки сказали: "Не мое". Вот предложат вам стать президентом РФС, почему ответите отказом?
– Потому что думаю, что все-таки не мое. Кабинет, бумажки, папки – это, наверное, не для меня в силу того же характера. Скучно. Работы-то там достаточно, но совсем другой.

– А почему баллотировались в исполком РФС?
– Одно дело исполком, который собирается раз в два-три месяца, а другое дело – каждый день проводить в кабинете.

– После матча в Краснодаре с Широковым не общались?
– Нет.

– А вообще с кем-то из футболистов поддерживаете контакт?
– Что вы понимаете под этим? Поздравить с днем рождения, с Новым годом – да, поддерживаю. А если имеете в виду ежедневное общение, то нет.

– Тогда – с кем из футболистов время от времени переписываетесь?
– Cо многими.

– Включая иностранцев?
– Да. Тот же Эменике пишет постоянно.

– Правда, что ему надоело в Турции, и он не прочь вернуться в Россию?
– Это мы с ним не обсуждали.

– Задайте вопрос в следующий раз.
– Зачем? Думаете, я расскажу вам ответ?

– В последнее время в России часто жалуются на состояние полей. Вы согласны с тем, что эта проблема требует пристального внимания?
– Естественно.

– Даже использовать такие радикальные методы, как перенос матчей в другие города?
– Если нет поля, то да. Мы тоже ездили в прошлом сезоне в Екатеринбург.

– В Испании играли на плохих газонах?
– Играл. В "Спартаке" тоже – с "Наполи", "Реалом" в снегу и на льду. Но это ненормально. Надо стремиться к тому, чтоб таких газонов не было. Заставить команды премьер-лиги обеспечить приличное поле, хороший стадион. Нет денег? Играйте в ФНЛ. Обязали же все клубы когда-то сделать подогрев. Средств ни у кого не было, все плакались, но сделали.

– Как вы относитесь к высказываниям западных чиновников и журналистов, что Россию нужно лишать чемпионата мира за расизм, хулиганов и прочую жуть?
– Это политика. Понятно, откуда, почему и для чего эти высказывания. Футбол здесь ни при чем.

– Какое к этому отношение в Испании?
– Если человек смотрит местное телевидение, и там говорится, какие русские плохие, то, естественно, он настраивается против. Если он залезает в интернет и почитает иную точку зрения, то возникнут другие мысли. Но большинство в Европе, естественно, настроены против России.

– У нас действительно остро стоят проблемы расизма и бесчинств на трибунах? Или в Европе все это тоже есть?
– У нас, естественно, гораздо острее. Как их решать, мы говорим уже лет пять. Пока государство не захочет этим заниматься, мы от хулиганов не избавимся. Не клубы, не федерации, а именно государство. Кто искоренил эти проблемы в Англии? Тэтчер прямым указанием. Ничего тут придумывать не надо! Приняли закон, ввели ответственность за его нарушение. Зажег файер – тебя условно сажают на год в тюрьму. Остальные задумаются. А сейчас – заплатил 1000 рублей и пошел дальше.

- За Лигой чемпионов следите?
– Конечно. Смотрю почти все матчи.

– После 0:0 в первой игре "Атлетико" – "Реал" у кого больше шансов?
– Равные. "Реал" уже семь матчей подряд не может выиграть у "Атлетико", хотя каждый раз шансов у него больше.

– Симеоне – феномен?
– Однозначно.

– Вы его в своем рейтинге мировых тренеров на какое место поставите?
– Наверное, в тройке. Вместе с Моуринью, Гвардьолой. Да там много тренеров рядом. Год назад, например, все назвали бы Клоппа.

– Он, напомним, уходит из "Боруссии" в конце сезона. Представляете его в России?
– Если денег дадут, то приедет, что здесь такого?

– "Спартаку" он бы подошел?
– Без понятия. Здесь учитывать нужно не только профессиональные факторы. Еще раз могу всем сказать – работать тренером в Европе и в России – это небо и земля. Разные профессии.

– В чем такие большие отличия?
– Когда Пареха плохо играл в "Спартаке", кто был в этом виноват? Тренер, который не научил и не его встроил в игру. Если Пареха ошибается в "Севилье" – виноват он сам. Вот такие разные подходы. У нас провели матч плохо – значит, тренер не настроил. То есть двадцать миллионеров играют в футбол, и их надо настраивать побороться за победу. Ну не бред? Не научили футболиста за 10 миллионов евро с зарплатой в 2 миллиона отдавать пас на 10 метров – тоже тренер виноват. При этом в Европе Пареха, плохо отыграв, не пойдет автографы раздавать и ужинать в людном месте. Потому что понимает ситуацию и держит себя в тонусе. Здесь с ним 25 фотографий сделают, он сядет в машину и поедет в ресторан.

– Получается, во всем виновато общественное мнение?
– Да. Не только у нас – в Турции, скажем, похожая ситуация. Когда в стране появились большие деньги, туда ринулись звезды, однако турецкий футбол не вырос до уровня английского или испанского. И не вырастет, пока не поменяется менталитет. В Европе игрок не добежал, сделал неточный пас – кому трибуны свистят и махают белыми платочками?

– Руководству?
– Отнюдь! В том-то и дело, что игроку.

– Выходит, аксиома "в поражении всегда виноват тренер" на Западе не работает?
– Она по-иному интерпретируется. Если, допустим, команда завершила первый круг на последнем месте, тогда – да, тренер виноват. Но за поражение в отдельно взятом матче его никто никогда казнить не станет. В Испании ни одному доморощенному аналитику, тем более журналисту, даже в голову не придет критиковать тренера. Недаром его уважительно называют мистер.

– Эберта приобрели по вашей просьбе?
– Нет. Я просил Черчи, Широкова, Ерёменко, Ярмоленко...

– Откуда тогда всплыла кандидатура немца? Он в списке шел четвертым-пятым?
– Его вообще там не было! Но кандидаты из списка стоили от 10 до 30 миллионов. Мне же сказали: "Денег ни копейки не дам!" При том, что первый этап команда закончила в одном очке от первого места. А у нас ушел Макдиги, и справа оставался один Озбилис. Пришлось брать футболиста из другого списка – бесплатного.

– Эберт – ключевой футболист в построениях Якина.
– Значит, не так уж он и плох.

– Вы говорите, в чемпионате России иностранцы начинают играть хуже. А как же Халк?
– В "Порту" он выглядел гораздо сильнее.

– Можете вспомнить хоть кого-то из легионеров, кто остался на своем уровне или даже прибавил?
– Данни.

– А Вагнер Лав?
– Когда хотел – играл, не хотел – не играл. Бразилец.

– Как думаете, почему в России так меняется менталитет иностранцев?
– Нет людей, которые сами, без давления, будут измождать себя на 120 процентов. Вот, к примеру, я – профессионал, приехал в Россию с настроем все выполнять от и до. Потом смотрю: из команды еще трое делают так же, а 17 – по-другому. Рано или поздно тоже снижу планку. Это нормальная человеческая реакция.

– Если бы в России у футболистов была небольшая зарплата и солидные бонусы за результат, что-то изменилось бы?
– Как думаете, легионеры станут играть у нас за гарантированные пять копеек?

– Какой самый крупный штраф вы выписывали в "Спартаке"?
– Месячная зарплата. За опоздание на сбор. Таких случаев было несколько.

– Как люди реагировали?
– Плохо. Кому понравится, когда отбирают деньги? Но в контракте все прописано, так что обижаться нужно только на себя. Конечно, во всех командах, где играл и тренировал, штрафовали за мелкие нарушения. Тут суммы устанавливают сами футболисты для поддержания дисциплины. Скажем, в "Мальорке" за минуту опоздания платили условные два евро, а в "Спартаке" – десять.

– Каковы ваши ближайшие планы?
– На следующей неделе уезжаю в Испанию. Когда вернусь, не знаю.

– Но собираетесь вернуться?
– Естественно. Вообще-то в Москве у меня постоянное место жительства.
Оценить новость
Бонусы букмекеров
Комментарии (44) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
18 Апреля 2015 в 17:11

В Португалии и при меньших бюджетах и з/п умудряются сколачивать очень даже приличные команды. Что мешает привлекать в аренду молодых игроков из хороших чемпионатов? К примеру, в Англии очень много молодежи, которые на голову выше того же Макгиди играют и з/п у них не такие большие... Вот вопрос мотивации на всю длину чемпионата конечно сложный... там они, чтобы продолжать попадать в состав должны драть з...цу, а тут Кокорины на дорогих машинах в клубах тусуются и им все нипочем

18 Апреля 2015 в 16:03

Всё по делу сказал. Карпин мне всегда нравился своей прямолинейностью (это я как фан ЦСКА говорю).

17 Апреля 2015 в 23:39

спасибо за интервью. карпни нормально ответил на все вопросы

17 Апреля 2015 в 20:02

Валера и Федун стоят друг друга - один заявляет амбиции больше чем готов тратить - другой отказывается признать свои ошибки ( покупки, деградацию игроков, высокую травматичность ) и недостаток квалификации.

17 Апреля 2015 в 22:54

Ну про деградацию футболистов он отчасти ответил. При этом он тут же не скрывает, что ошибался.

17 Апреля 2015 в 23:19

Долго читал интервью, но чёт так и не заметил признания прямого открытого признания собственных ошибок и неопытности. По российской традиции один валит на другого.

17 Апреля 2015 в 23:39

Федун говорит:Я вот столько то потратил на покупки" Валера свое;Я просил тех то

а мне не дали" А на выходе кризис лишь усугубляется..дальше уже и некуда.

17 Апреля 2015 в 23:48

– За пять лет корите себя за какие-то ошибки?

– Естественно, промахи всегда есть. Но не ошибается тот, кто ничего не делает: то не того футболиста в состав поставишь, то с заменой ошибешься. Такие моменты в тренерской профессии неизбежны.

Вот здесь, по моему очень похоже. А судить насколько он провалил предсезонку нельзя т.к. нас не было внутри клуба.

18 Апреля 2015 в 02:06

Тут он сказал о каких то локальных ошибках - а о том, что через клуб прошли 10-ки хз за чем купленных футболистов, а многим он загубил карьеру своим подходом - он не говорит...

18 Апреля 2015 в 04:33

Он привел примеры ошибок. Или вы ожидали целый перечень? Тренер никогда не скажет, что он кому-то, не дав шанса, загубил карьеру. Это его огород и его мнение. А такой самоуверенный человек как Валерий даже на секунду об этом не задумается. И да, в чем ошибка тренера в травматичности игроков? Неподходящий стиль? Ну кажется о стиле Карпин все сказал в интервью. Так что чушь. Деградация игроков? Тоже спорно. Команда занимала высокие места, боролась за чемпионство, а значит была мотивация, и обвинение в деградации игроков из-за тренера неуместно как минимум. С покупками вовсе смех. Я вот снизу отметил покупки Спартака, точнее цены. Давайте рассудим теперь это здраво. Меньше цена - значит игрок либо не очень сильный, либо перспективный, но не раскрывшийся. В случае с покупкой первого - да, ошибка однозначная. Но с кем не бывает, верно? Во втором случае 50/50, игрок либо раскрывается, либо нет. Но кто может винить в этом только тренера? Тут доля заслуги скаутов тоже. Соотнесем с ограниченным бюджетом и поймем, что выбора-то кроме покупки игроков на перспективу и нет. Либо одного сильного игрока за трансферное окно. Однако такой подход контрпродуктивен со всех сторон. Я лишь соглашусь, что тренерского опыта ему, возможно, как раз и не хватает. Взгляните на АПЛ, там Арсенал ровно также стабильно занимает высокие места, философия заключается в развитии молодых игроков и минимуме затрат. Вот только в последнюю пару лет что-то изменилось. Но там как раз Арсен Венгер имеет богатейший опыт, что позволяет ему показывать настолько стабильные выступления. Увы, Валерий таким не обладает. Но так-то его тренерский дебют и пришелся на Спартак. По мне так неплохо, ибо тут и давление есть, и результат для дебюта был неплохой(хотя сам Валерий назвал "неудовлетворительными" итоги). Буду склонным считать, что у руководства были весьма амбициозные требования к тренеру. Неадекватность руководства выражается еще тем, что после отставки Федун заявил, что Карпиным было потрачено аж более 250кк. Откуда эта цифра мне непонятно, если я один такой, то просветите. В общем я желаю удачи Валерию на новом тренерском поприще. Уверен, что он еще сможет блеснуть. Аллегри в Милане совсем не выдающиеся результаты показывал, но в нем что-то разглядели боссы Ювентуса. Конечно, ситуация в итальянском чемпионате другая, но сам факт интересен.

18 Апреля 2015 в 18:17

На тот момент, когда Карпин работал, кроме Зени и ЦСКА больше никто не тратил, так что его отмазки на бюджет ни о чём. Он довёл команду до того, что она залетела от Санкт_Галена и Тосно - а это уже просто пзц. Денег на удачное выступление в ЛЧ ему действительно не дали, но то что дали он не использовал и на 50%. А может и использовал )) кто знает почему они с Челоянцем до сих пор друзья....

19 Апреля 2015 в 02:18

Что-то аргументы у Вас, как бы помягче сказать... неубедительные, что ли. Он строил заново команду. Тренер, который только начал карьеру, понимаете? Это вот как от Индзаги или Зеедорфа ждали немедленных успехов. Хотя там случаи еще более запущенные. Поди тех двух сеньоров Вы тоже критиковали, да? Ошибки неизбежны всегда. Проблема футбола в людях, имеющих взгляды сродни с вашими. Вы хотите все и сразу. Так не бывает.

19 Апреля 2015 в 02:44

Убедительность аргументов вещь относительная. А как известно успешная тренерская карьера в 99% случаев начинается с низов, либо с долгой работы помошником большого тренера. А Федун захотел всего и сразу...

18 Апреля 2015 в 12:42

А может потому и прошли десятки, что он просил одних, а покупали других? А загубленные футболисты есть у абсолютно любого тренера. У кого то чуть больше, у кого то чуть меньше. В конце концов, он из этого же состава выжимал больше.

18 Апреля 2015 в 14:12

Выжимал из состава Бердыев, а он схватился за работу с подачи Федуна, которая ему не по зубам

18 Апреля 2015 в 15:07

"В конце концов, он из этого же состава выжимал больше."

Здесь я не сказал максимум, я сказал больше чем Якин.

17 Апреля 2015 в 18:53

Бросить курить стало не просто возможно, но еще и легко. Ничто не помогало, пока не попробовал это средство. Через неделю перестал даже думать о сигаретах, о методике узнал из этого блога, там же и заказывал - http://2qu.ru/no-smokeru

17 Апреля 2015 в 17:45

Ярмоленко в Спартак? да он бредит))

17 Апреля 2015 в 17:02

Зенит команда которая практически перешла на самоокупаеммость.

Рязанцев,Родич,Смольников,Гарай,Лодыгин,Ансальди (даром что в аренде) Шатов,Соловьев,Аршавин теперь еще и дзюба будь он не ладен-все эти игроки вместе! стоили около 15 миллионов.

Укрепил бы такой пакет игроков Спартак? думаю да.

дорогие трансферы Зенита- Кришито (15) Халк (60) Витсель (40) Рондон-(12).

Но это фактически лет за 5.

итого-132 ляма за 5 лет. Побед-множество.

и я не говорю о многочесленных спонсорских контрактах с федеральными компаниями (тойета,мегафон и тд).

думаю тут дело в менеджменте а не в газпроме.

Что мешало взять бесплатно Еременко,Шатова,Смолу,Ансальди тому же Спартаку?

уж явно не деньги.

17 Апреля 2015 в 18:53

ЗП предложенная Зенитом была в неск раз больше

18 Апреля 2015 в 03:59

Другой информации в СМИ я не нашел.

17 Апреля 2015 в 19:18

15кк - Хави Гарсия, 15кк - Гарай, 6кк - Смольников, 7кк - Нету. Да и Данни в свое время был куплен на рекордные 30кк у Динамо. А Дзюба 3.3кк евро в год будет стоить Зениту так-то. На игроков Зенит все равно тратит прилично, больше, чем любой другой клуб РФПЛ. Опять же на самоокупаемость легче перейти, если есть средства что-то купить. И спонсоры более лояльны к чемпионам. Я не защищаю Спартак. Но у меня перед глазами две картины. На одной Зенит вверху таблицы. На второй Зенит вверху таблицы по затратам на трансферы. Вот уж совпадение. Кстати еще Алвеш за 22к в свое время перешел. У Спартака же самый дорогой трансфер был кажется Мовсисяна, аж 7.5кк. В вашем списке даже не фигурируют такие "дешевые" игроки. Ну а самым дорогим - 12кк - Макгиди. При всем этом Спартак практически всегда занимал места 2-3. Подведем итог: деньги решают.

18 Апреля 2015 в 03:35

соглашусь во многом

потому что-не нужен Гарсия,Дзюба и алвеш был лишним

просто АВБ не хочет и не может работать с ветеранами

состава у Зенита-на 2 команды уже.

17 Апреля 2015 в 16:59

Видать в возвращении отказали окончательно, полилась)

Я конечно Федуна терпеть не могу, но здесь в какой-то степени я его понимаю, тем более к тому времени уже вся "бухгалтерия" была раскрыта и доверия уже не было такого. Кто мешал Валере и его другу Диме Папену искать хороших футболист стоящих не больших денег? Почему-то один из клубов Москвы (да и Краснодара) этим довольно таки удачно занимается, а Карпин с Папеном видимо гордые оказались, или попросту не нужно им это было. Задача была взять кого подороже)

17 Апреля 2015 в 23:03

Купить подешевле, это всегда риск. Кот в мешке. Нужно долго вести игрока, а этим занимается селекционный отдел. Вот взяли вместо условного Ярмоленко Эберта. Тренер виноват, что Эберт слабее Ярмоленко? Думаю нет. Зато дешевле. Поэтому винить одного Карпина я б не стал.

17 Апреля 2015 в 16:42

Мне одно не понять.Валера рассказывает;да вот, приезжают леги,они готовы выполнять

контракт от а до я,а затем смотрят,что 7 игроков работают,а остальные 17 так сяк,и

тогда и они так сяк.Естественно они деградируют.И второе,работа тренера на западе

там с тренера не спрашивают,за не до бежал,не до играл,итд.Если игрок не готов на

90мин игры,так он и не будет"до бегать" "до игрывать эпизоды" что мы и видели в Спартаке. То получается надо не тренеру задавать вопросы а игрокам-а тренер тогда на..я..? И как болелы могут спросить с игрока-как болелы Динамо на встрече с угрозами? Выходит, что те 17игроков,что валяют дурака,тренер им не нужен-а для

чего он?Валять с ними дурака за компанию,чтобы быстрее отведенное время на трен.

прошло..? Работать надо было как должно,а не надеяться,что Коста,Хурадо,Пареха,

Велик,Алекс,наберут форму через игры,а кроме набора лишнего веса,да травм ничего

не набирали. Леги через игры,а своим через тренировки,через пот...Последнее,это со слов,тех кто в аренде был в Ростове...одного из...

kop
17 Апреля 2015 в 14:40

а почему не косту, иммобиле и санчеса а валера

17 Апреля 2015 в 14:37

соглашусь с СуперЗинаидой

17 Апреля 2015 в 14:42

+.

17 Апреля 2015 в 14:20

Программа Возраждения Спартака.

Зенит- по стоимости игроков 200 млн.

ЦСКА-140.

Динамо-123.

Локо-97.

Спартак- 85.

Краснодар-80.

Ответ - до золота - 120 млн. До ЛЧ - 70 млн.До еврозоны - 40.

Но беда в том ,что и 40 нет.

После постройки стадиона и "заморозки" всего проекта застройки территории из-за отсутствия соинвесторов ,денег больше нет.

"играть с Зенитом в гонку вооружений" невозможно.Гражданин Федун - не Газпром.

А он уже потратил на Спартак более 600 млн.

Зенит сейчас это 200 млн.,а Спартак - "жалкие" 85. Нужны 120 млн.

А если учесть летнее окно ,то и больше.Зенит потратит минимум 50 млн.

Единственная надежда - пойти по пути Динамо.

Собрать "ходоков" из "влиятельных" болельщиков и отправить к Самому с просьбой: дать кого...Динамо дали(в дабавление к ВТБ) Ротенбергов, авось и Спартаку перепадет.

1. шаг. Указать Аликперову перекупить "Спартак" на Лукойл. Лукойл Не ГАзпром ,конечно, но уже кое-что.

2. Шаг. Гораздо сложнее. У федуна очень плохой характер,но если это будет Лукойл (и Федуна отодвинут) , то возможен поиск соинвестора (как металлоинвест у Зенита).

Мне самому жаль ,что ушли времена "чистого" спорта.

Но теперь "другие" времена.

Федуну теперь каждую ночь снится Керимов.

Но у того хватило ума во-время одуматься.

Успехов болельщикам Спартака.

Им надо торопиться с ходоками ,что бы не повторить путь Анжи.

Удачи

Новости
Сегодня, 18 Апреля
Все новости
Рекомендуем