Почему РФС проще закрыть, чем спасти от долгов

"Евро-Футбол.Ру" анализирует ту ситуацию, в которой оказался Российский футбольный союз в последние годы.

 

Председатель наблюдательного совета московского "Динамо" Сергей Степашин сделал весьма резкое заявление по поводу будущего РФС: "Легче закрыть РФС, чем решить финансовые проблемы, говорю совершенно откровенно. Организация в долгах как в шелках. Одни остались от Фурсенко, новоиспеченные появились. Если мы не придумаем иную схему финансирования и зарабатывания средств, в том числе через телетрансляции, эта линия будет и дальше продолжаться".

 

Камнем преткновения всех финансовых бед Российского футбольного союза назывался огромный контракт главного тренера национальной сборной Фабио Капелло. Восемь миллионов евро в год – именно столько должны были заплатить итальянцу российские функционеры. Николай Толстых не один месяц находился под шквалом критики болельщиков и чиновников, став главным козлом отпущения. При этом не стоит забывать, что Фабио Капелло подписал контракт со сборной России 26 июля, а Николай Толстых возглавил РФС 3 сентября 2012 года. До этого в июне в отставку подал бывший руководитель футбольного союза Сергей Фурсенко.

 

 

Гарантом и одним из инициализаторов приглашения Капелло на пост рулевого национальной сборной был Виталий Мутко. И, подписывая контракт, дон Фабио вряд ли предполагал, что ему придётся ждать своей зарплаты практически полгода. Примеры успешной и весьма выгодной работы у руля сборной России других иностранцев внушали уважение и спокойствие.


Так в чем же причина такого резкого обнищания РФС?

 

Если верить генеральному секретарю РФС Анатолию Воробьёву, структура бюджета федерации строилась следующим образом: 50% финансировали спонсоры, 45% - комиссии от продажи билетов и прав на телевизионные трансляции, а также доходы о рекламе. И только 5% составляют государственные деньги, которые, опять же по словам Воробьёва, целиком отправляются на поддержку юношеского и молодёжного футбола.

 

Проблема спонсорских денег никогда не стояла остро для российского футбола. Началось всё в 2006 году, когда Национальная академия футбола Романа Абрамовича на исключительно благотворительной основе согласилась оплачивать контракт главного тренера сборной России Гуса Хиддинка. Следующего иностранца у руля сборной, Дика Адвокаата, содержал "Газпром".

 


Руководители РФС не думали, что тяжелые времена настанут так быстро. Провал национальной сборной на чемпионате Европы 2012 года, когда на неё возлагались огромные надежды, резко отбил желание крупных компаний вкладывать в поддержку футбольного союза. Но, заключая многомиллионный контракт с Капелло, представители РФС, а заодно и министр спорта Виталий Мутко почему-то решили, что договориться об очередной "благотворительности" российских бизнесменов удастся легко. Не удалось.

 

Николай Толстых всерьёз забеспокоился о финансовом положении РФС ещё в 2013-м, когда Капелло в полной мере получал свою зарплату:

Реклама


 

"Ситуация с финансированием остается достаточно сложной. Мы погасили большую часть задолженностей РФС, которые были на сентябрь 2012 года. Для меня очевидно, что такая крупная организация в структуре российского спорта должна иметь больших спонсоров и партнеров со стабильным финансированием программ, которые определяются РФС. Мы закрываем бюджет порядка 1,5 миллиарда рублей, но для задач, которые стоят перед нами, финансирование должно быть гораздо более объемным и стабильным. Мы находимся в поиске новых спонсоров, и полагаю, что они будут. Мы рационально, эффективно и экономно использовали средства РФС и добились неплохих спортивных результатов.

 

Хорошие результаты национальных команд – это то, что влечет за собой необходимость дополнительных расходов. Это сборы, соревнования. Это необходимое стимулирование хорошего труда футболистов и специалистов. Футбол – вид спорта государственного значения. Решить проблему могут стабильно финансирующие крупные спонсоры. Важно, что они уже есть в российском футболе. "Газпром", "Роснефть", РЖД, ВТБ, "Россети", "РусГидро", Сбербанк уже вкладывают в футбол. Они финансируют многие программы и в первую очередь футбольные клубы. Мы надеемся, что престиж национальных команд, их успешное выступление, не менее важны, чем результаты клубных команд".

 

 

Российский бизнес действительно переориентировался с национального футбола на клубный, где эффект от финансового вливания достигается куда быстрее, а гарантий несоизмеримо больше на фоне "чёрной дыры" РФС, в которой исчезали все спонсорские деньги.

 

Нужно отдать должное Толстых, который искал варианты по привлечению средств. В 2013-м году ему удалось уговорить владельца "Спартака" Леонида Федуна выдать кредит на 210 млн рублей. Как заявил сам Федун, РФС по-прежнему должен ему денег, и прощать долг он не собирается.


Алишер Усманов, который взял на себя обязательства по оплате долга перед Фабио Капелло, последовал примеру Федуну, а не Абрамовича. Он не подарил эти деньги РФС, а лишь дал взаймы. Процент и срок финансовой помощи не сообщается, но что-то подсказывает, что футбольный союз всё равно не сумеет расплатиться.

 

 

Реклама


Финансовые трудности РФС накапливаются как снежный ком. Помимо миллиардеров футбольный союз задолжал и нескольким компаниям. Так, турфирма "Академсервис" потребовала от РФС 23 миллиона рублей, а в январе союзу не удалось заплатить за использование арендованных автомобилей Lexus, BMW и Volkswagen. Руководство и представители РФС напоминают проигравшегося картёжника, который занимает у одних, чтобы снова сесть за стол и снова проиграть. Времена изменились, в условиях кризиса и жёсткой экономии глупо надеяться, что тот же "Газпром", "Сбербанк", РЖД или кто-то ещё согласится безвозмездно поддерживать РФС, большая часть средств которого направлена непонятно на что.

 

Оценивая те огромные долги футбольного союза, слова Сергея Степашина о возможном закрытии этой организации не выглядят какими-то уж фантастическими. Совершенно очевидно, что ни о какой подготовке к триумфу на чемпионату мира 2018 года, о котором с таким упоением говорили функционеры, нет и не может быть, если главной проблемой остаётся безумная зарплата тренера, результаты работы которого, откровенно говоря, не впечатляют. Но вопрос тут даже не к самому Капелло.

 

Можно ли как-то исправить ситуацию? Полагаю, что да, но эти предположения вряд ли реализуемы. Спортивное руководство почему-то уверенно, что если пригласить именитого тренера, дать ему огромную зарплату, сборная резко начнёт играть и станет претендентом на победу на домашнем чемпионате мира. А не начать ли им с малого? Например, с развития детско-юношеского футбола. Да, мы не успеем подготовить сборную к ЧМ-2018, но зато через десять-пятнадцать лет за молодых российских игроков будут сражаться европейские топ-клубы, как сейчас это делают за талантливых испанцев или немцев.

 

Зачем приглашать одного иностранца для главной сборной, если можно пригласить специалистов, которые помогут построить качественную систему подготовки молодых спортсменов. Это обойдется дешевле, а пользы будет куда больше. И пусть львиная часть юных игроков не станет профессионалами, но это позволит решить и другую проблему – массового спорта, который, к сожалению, всё ещё находится в плачевном состоянии.

 

Зачем тратить невероятные деньги на строительство огромных стадионов там, где даже нет команды, которая может собрать такое количество зрителей. Все уже смирились с золотым питерским долгостроем "Зенит-Ареной", но есть и другие не менее вызывающие примеры. Чего только стоит строительство стадиона "Победа" в Волгограде, где уже не первый месяц ведется борьба за то, чтобы спасти местную команду "Ротор". Кто там будет играть после чемпионата мира?

 

Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, пожалуй, стоит всерьёз пересмотреть отношение к тому, на что идут деньги в российском футболе.

 

Реклама


Максим МАЛЮКОВ

👍 13
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0
Бонусы букмекеров
Комментарии (27) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
04 Марта 2015 в 13:16

Кстати по поводу Российского чемпионата-один из самых слабейших чемпионатов в футбольной европе,в премьер лиге всего 16 команд=30 играм в календарный год+игры за кубок+еврокубки для лидеров.Итого в среднем не более 3-4 игр в месяц,ребят с таким успехом футболисты не развиваются а деградируют.По сравнению с той же англией у команд премьер лига 20 команд=38 игр,+ 2 кубка + еврокубки и вполне бывает что у одной команды на неделе выпадает и по 3 игры,с такой динамикой там нет времени для деградации и там действительно люди пашут.На мой взгляд надо в корне менять систему и чемпионата и кубка и систему подготовки юношеского футбола в стране.Почему есть сборная России по футболу до 21 года а чемпионата страны до 21 года толком нет?

04 Марта 2015 в 13:57

Ну тут все просто. Если даже некоторые команды главного чемпионата сводят еле-еле концы с концами, то кто и как должен интересно спонсировать и содержать молодежные команды? Спонсорам даже РФПЛ все менее интересна становится.

А так вообще ты прав, особенно по поводу календаря. Просто другой вопрос, откуда еще брать лишние команды для чемпионата? ПО-хорошему чемпионат давно надо урезать вообще до 10 команд, и то еле наберется хороших клубов. А смотреть чемп, где будет 18 команд например и 10 из них почти любительского уровня - тут вообще зрителей не останется. Вот когда в переходный год играли чемпионат двумя группами, сильной и слабой, тогда хоть интереснее всем стало. Так что реальная альтернатива это как раз мини-чемпионат в 10 команд, но 4 круга.

Плюс не забывай климатические особенности, у нас невозможно играть с ноября по апрель, так что 38 туров уместить сложно, плюс летом все равно нужно паузу хотя бы на пару недель устраивать.

04 Марта 2015 в 15:45

Ну это все как раз доказывает о том что некому играть и футбол любительского уровня о колоссальных проблемах в молодежных школах и развитии футбола как спорта-в стране по площади превосходящей всю европу вместе взятую не набрать больше 16 команд извините маразм.Отсутствие финансирования это следствие болезни-футбол по факту просто не привлекателен в нашей стране в связи с тем что не конкурентен с европой.Вкладывают в футбол не просто так-вкладывают в рекламу как в двигатель-команда побеждающая на европейском уровне гарантирует рекламацию и продвижение фирмы как бренда но на новом уровне.Про погодные условия говорить даже не хочется-технические возможности в 21 веке таковы что наверно и на северном полюсе при желании можно построить стадион на котором будет возможно играть круглый год.Все это упрется в финансовый аспект.Ситуация на данном этапе практически не решаема с действующими клубами,но если ничего не делать то она останется в любом случае и дальше-чтоб сдвинуть все с мертвой точки мне кажется надо в первую очередь решать проблемы с молодежью-сделать необходимые реформы,взять опыт испании или германии и воскресить нашу молодежную школу футбола страны-через лет этак 10-15 будет у нас талантливое поколение-футбол с уровня любительского перерастет в профессиональный,и тогда придут победы и на европейском уровне и на мировом-а будут победы будет вам и финансирование.Ну это личное мнение-потому как за 20 лет как смотрю наш футбол толком ничего не меняется-у нас как небыло нормальной сборной так и нет,даже при поколении Карпина Тихонова европа на голову выше нашей сборной была.

04 Марта 2015 в 17:19

Сложно тут спорить, прав ты во всем. И думаю через 20 лет тоже все будет так же, изменений ждать неоткуда. Был шанс в Росии поднять футбол на новый уровень. Когда выиграли 2 Кубка УЕФА, когда сборная бронзу ЧЕ выиграла, когда целый ряд игроков начал играть в европейских клубах... Тогда был подъем интреса к футболу по всей стране. Просто видимо русский человек так устроен, что не может терпеть и длительное время трудиться и стараться. Нет чтобы закреплять все эти результаты: в каждом из этих случаев уже через самое короткое время все становилось еще хуже. Тут не важно, о футболе речь или о другом спорте или даже не спорте. Но со спортом вообще все лежит на поверхности: у нас подготовку к Олимпиаде начинают за год до нее, к любому чемпионату тоже за год-два, когда уже отборы начинаются. Про ЧМ-2018 в России такое ощущение и вовсе уже забыли, никто и речи не ведет сейчас, что надо готовиться как-то и почву готовить. Пускать пыль в глаза тренерами это же дело нехитрое, тут можно центрально и не выезжая из МОсквы наживаться на этом. А речи о том, чтобы распределять как-то ресурсы, с умом, да еще в регионах - об этом и речи никогда не велось.

04 Марта 2015 в 17:58

Думаю что ситуацию изменить можно-но во главе РФС нужен человек реформатор который сделает ставку на молодежь и который приоритетной целью поставит именно развитие юношеского футбола.Человек с четкой программой готовый именно бороться за будущее нашего футбола.Пусть он скажет что результатов не будет 10 лет но именно займется делом а не мышиной возьней которой занимается наш РФС уже не один десяток лет

box
05 Марта 2015 в 00:20

Ерунда. Кто будет ждать 10 лет и скармливать бабки в этот "шредер" без малейшей гарантии даже на их возвращение, не то что на навар. Что вы смотрите на Испанию/Германию/Англию? Они раскачивались 100 лет без особой конкуренции, и вот теперь собирают урожай. Надо смотреть на Голландию и Бельгию. Там играют СВОИ и играют "за копейки". При небольших затратах они имеют мощные школы, ровный чемпионат, толковые сборные. Причем эти сборные спокойно рвут нашу. Дешево и сердито.

05 Марта 2015 в 08:16

Немецкая школа футбола такая какая она есть это относительно молодой проект имевший свой старт как раз в 1996 году,именно тогда в Бундестим пересмотрели свое отношение к молодежке,практически тоже самое относиться и к Испании.Очнитесь-ситуация на данный момент такова что уже никто не вкладывает деньги в наш футбол,деньги данные взаймы РФС не более чем попытка избежать позора на европейском уровне-раньше деньги вкладывали не ожидая что их вернут.А теперь ситуация такая что просто вкладывать не во что.Действительно развить молодежку на существующей системе не так уж и сложно и не так дорого-зарплаты Капелло вполне хватит чтоб покрыть все реформы молодежного состава.А теперь о реализме-если ничего не менять и пытаться приглашать дорогих тренеров то результата не будет все равно-ни ближайшие 10 лет ни 20 и даже 30 лет.Кардинально даст результат только натурализация европейских звезд в России и получение ими Российского гражданства-с такой сборной думаю результаты будут сразу-но технически это выполнить практически не реально.Второй вариант это снять розовые очки и посмотреть в прошлое-за последние 25 лет наша сборная толком ничего не показывала, исключения локальные победы и эпопея с бронзой на ЧЕ.Резюмирую-ближайшие 10-15 лет нам все равно ничего не светит,но если начинать работать в правильном направлении уже сейчас то через эти 10-15 лет у нас будет результат.Кстати результат этот вполне гарантирован по сравнению с агонией на фоне чехарды тренерского штаба-ведь с тренерами как ни крути деньги выброшенные по сути на ветер-ни один,повторюсь-ни один гений никогда из калеки не сделает спортсмена высокого класса.Честно говоря мне сейчас уже настолько стало все равно что я не помню когда действительно смотрел матчи нашей сборной(хотя нет помню-россия голандия 3-1) и уже давно не верю в эту сборную.Но если я как болельщик с 20 летним стажем и Россиянин перестал уже сейчас верить то во что верят остальные? Встав на защиту молодежного спорта РФС подарит многим болельщикам надежду а не пустые обещания,и вполне возможно что спустя 10 лет мне действительно захочется снова попробовать поверить в наших ребят прийдя на стадион игры нашей сборной.

box
05 Марта 2015 в 08:43

> Немецкая школа футбола

Ключевое слово НЕМЕЦКАЯ.

В Германии если деньги вкладывают, то контроль строгий. Только попробуй сунь пальцы украсть, оторвут руку. А у нас на протяжении всей НАШЕЙ истории крали, крадут и красть будут. Это у нас как у циган в крови. Только вот цигане у чужих крадут, а мы у своих.

Да, в теории можно через 10-15 лет вырастить молодежь и даже выиграть Чемпионат Мира. Но я не дам и $10 даже с коэффициентом 1:10000 на то что у нас чтото будет лучше через 10 лет. Ну может чуть-чуть, но на фоне остальных стран это будет падение.

Не верю (с).

05 Марта 2015 в 09:13

Да честно говоря я тоже не верю-ввиду того что просто никто не хочет поверить в молодежь и ей заниматься.Ну а воровство средств это уж точно не моя головная проблема-на это есть люди которые этим занимаются или делают вид.Вообще можно конечно забить и просто смотреть но иногда хочется думать что все может быть по другому.Просто эта статья на самом деле как небольшое светлое пятно-ведь среди всех статей сайта никто не поднимал вопрос о молодежном составе,сейчас одна статья на миллион-которая может и не первая но вполне возможно что будут и другие статьи-и если обсуждение проблем не забросить то у нашего футбола в далеком будущем будет свой конец туннеля.

05 Марта 2015 в 19:15

Неееее, в России такое невозможно. Потому что ты тем самым даешь кому-то шанс в течении десятилетия создавать видимость работы (а прямым языком если, то воровать десять лет безнаказанно), при этом не отвечая за свою работу и не неся никакой ответственности. С кого будут спрашивать через 15 лет? Никого уже не будет, все будут на своих виллах жить и на яхтах кататься.

05 Марта 2015 в 19:19

Тут нужны такие люди, которые уже перевелись давно в России, способные по сути безвозмездно и за идею этим заниматься. Ну или вводить реально сталинские меры по контролю, чтобы и своровать нельзя было, и жопой своей отвечать за результат. А то у нас разве кто из чиновников спорта уходит после провалов на выступлениях любых? Нет, скорее спортсмена сбагрят.

AL8
04 Марта 2015 в 10:50

А когда русские умели что-то???Вы Газзаева тут серили пес да пес,который первый еврокубок добыл стране,а вы тут!Закройте российский футбол,кому он нужен,кто его смотрит,убогий русский менталитет который из себя представляет бублик,баранку,батон и буханку!Я рад что таким болелам такая убогая сборная досталась!Я Россиянин если что,но после 1999 года перестал вообще смотреть российский футбол!Мой футбол это Спартак(М) 1992-2000год!Цымбаларь и Тихонов были моими любимцами!Уважайте себя,и никчемные Аршавины ,да Березуцкие(аж противно писать эти фамилии)будут Вас уважать!

box
05 Марта 2015 в 00:27

Полностью поддерживаю. До 2000 года играли воспитанники СССР, в котором были школы, структура. Потому и уровень был +/-. А сейчас, на фоне "заграницы" у нас лесорубы, пасечники и извозчики за бешеные миллионы ходят по полю. Тоже давно наш футбол не смотрю, особенно сборную, только нервы зря тратить. Оно мне надо.

04 Марта 2015 в 09:58

Хотел заметить что кризис в финансировании это не проблема как таковая-это итоговый результат работы всего РФС.Сборная не дала результата и не окупила затраченных на нее средств,и закономерно финансирование просто прекращено.

04 Марта 2015 в 09:44

Статья на самом деле более глубокая-в ней не только открыта проблема в слабости управления.В ней также раскрыты проблемы всего Российского футбола в целом,ведь именно от того как растет поколение будущих футболистов зависит в целом и весь Российский футбол,если молодежная академия в целом по стране находится в плачевном состоянии то и в будущем в таком же состоянии будет не только главная сборная страны но и весь Российский футбол.Согласитесь реанимировать больного курильщика от рака легких практически бессмысленно-о его здоровье надо было думать 10 лет назад.Аналогично выглядит и наша сборная и весь наш Российский футбол-нет того решения от которого мгновенно наша сборная начнет играть лучше,и приглашение Капелло,Хиддинга и иже с ними не даст результатов,как их и не даст смена поколений-потому как поколения по сути как такового нет.И 2018 год будет практически для нашей сборной такой же провальный как и прошлые годы-бронза на ЧЕ это редкое исключение из правил когда действительно просто повезло.То поколение которое есть сейчас и которое идет на смену ему по сути мертвое,молодежи чтоб выдать хоть какой то перспективный результат нужно следовать по пути Черышева и еще в юности уезжать и воспитываться в более сильной школе футбола других стран.И результат сборной по сути и привлекает спонсоров-были бы результаты и финансовых проблем бы не было,ведь вкладывать в рекламу вечно проигрывающей сборной просто не рационально-отсюда такое критическое состояние самого РФС.Единственный выход из данной ситуации действительно отказываться от громких и глупых проектов сейчас и просить помощи у государства и вкладывать все силы в развитие молодежного футбола-да не будет у нас результата сейчас(а его не будет в любом случае сейчас) но через 10-15 лет мы действительно сможем увидеть конкуретноспособное поколение.И начинать нужно было еще вчера.Это мое личное мнение.

03 Марта 2015 в 22:08

Надо у руля ставить опытных бизнесменов типо Галицкого, Усманова. они точно найдет как денег заработать для РФС.

03 Марта 2015 в 21:20

Ну расформируют РФС, а дальше что? Создадут такую же структуру с другими горе управленцами и.... Для начала нужно привлекать к уголовной ответственности Фурсенко, а затем уже расчищать. Статья не понравилась, анализа ситуации автор не делал, на эмоциях написал.

03 Марта 2015 в 20:56

Чтобы получать что-то с телетрансляций, надо показывать футбол такой как в Англии или Германии, а не такой !!! Коррупция настолько сделала российский футбол мягко говоря не содержательным, что его можно закрывать!!! На один бюджет Зенита можно содержать команды с 8 по 16 место, а не кормить африканцев!!! Как можно когда на молодых ребят нет средств, помогать строить бизнес всяким "кержаковым" и "аршавиным"!!! От них в Европе и Америке отказались, а наша страна что помойная яма?! Только полная ампутация старых кадров и набор молодых ребят готовых играть и полностью выкладываться спасет наш футбол!!!

03 Марта 2015 в 22:25

Сказочник, страны СССР давно уже нет. Мы сейчас живем в другом измерении и патриотизм хорош только при защите РОДИНЫ.А у нынешнего поколения мерило только бабло.

03 Марта 2015 в 20:54

закройте нафиг эту фигню под названием рфс

03 Марта 2015 в 18:23

Отличный анализ Максим. Спасибо. РФС очень давно уже "черная дыра" и пришла пора вскрывать и удалять эту опухоль.

03 Марта 2015 в 17:31

Точные прогнозы футбольных матчей info-stavki.ru

03 Марта 2015 в 17:28

Вот о чем я и говорил уже не раз и не перестаю удивляться:Россия-Большая Великая страна, у нас есть сильные волейболисты, хоккеисты, фигуристы.... но нет нормальных футболистов. Почему? Почему на деньги для Капелло не погасить долг РФС не построить фут школы? Конечно РФС сглупил, когда ДО ЧМ перезаключил контракт с Дном, по итогам выступления Капелло не заслужил и 40 млн, но все вопросы к Мутко, зачем его пригласил (наверняка зная о долгах РФС еще при Фурсенко)? В контракт надо было обязательно включить пункт: провалил ЧМ- уходи с компенсацией в кармане. Конечно, никто не мог предположить, что рубль будет падать, но если бы этот пункт в контракте был, к РФС претензий не было бы. И еще верно Бубнов сказал: в связи с проблемами с контрактом, Толстых должен был уходить с поста президента, а не слушать гарантии Мутко

03 Марта 2015 в 16:59

Статья хорошая. РФС надо распускать, это однозначно и было яснои уже лет 10 назад.

Уменьшить количество функционеров, протираюших там штаны. Не стоит забывать. что ведь каждый такой человек тоже сосет бабло из общего фонда и в итоге часть денег исчезает просто так. Разумеется без пользы. Хорошо еще даже если просто без пользы, а то чаще и во вредом.

03 Марта 2015 в 16:53

очередная черная дыра куда утекают деньги

03 Марта 2015 в 16:32

Спасибо за статью, Максим! Одна из лучших.

На самом деле забавно наблюдать как Мутко поносит РФС и Толстых, хотя сам он по локоть в г. Раньше был нормальным мужиков, видимо гос. кормушка на всех людей так влият. Еще и лимит хочет ужесточить, рогоносец.

Вообще РФС надо реформировать, причем основательно, хотя думаю организацию уже ничего не спасет, наши футбольные функционеры находятся в свободном падении.

03 Марта 2015 в 17:01

Мутко ... Слов не на него хороших нет. КОгда только пришел в футбол, тогда еще Зенит, действительно казалось, что будет светлым пятном. Но потом все хуже. И сейчас разумеется один из главных уничтожителей футбола, да и спорта в целом.

Вообще проблемы не только в футболе, всем это известно. Российские спортивные функционеры и все структуры прогнили насквозь.

Новости
Сегодня, 25 Апреля
Все новости
Рекомендуем